рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Авторское право в фотожурналистике

Авторское право в фотожурналистике - раздел Журналистика и СМИ, Дисциплина: фотожурналистика. Свобода печати и деятельность фотожурналиста. Творческие факторы эффективности работы фотожурналиста   В Качестве Объекта Правовой Охраны Закон «Об Авторско...

 

В качестве объекта правовой охраны закон «Об авторском праве и смежных правах» называет фотографические произведения. В ст. 993 Гражданского кодекса Республики Беларусь используется более широкое понятие – фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. Указание на произведение, полученные аналогичными фотографии способами, имеет принципиально важное значение, поскольку классический процесс получения изображения путем экспонирования фотопленки (негатива) с последующим получением отпечатков является в настоящее время только одним из множества возможных вариантов получения снимка.

К категории охраняемых относятся фотографические и аналогичные им произведения всех видов – независимо от объекта съемки (портрет, пейзаж, репортаж и т.д.), а также преследуемой цели (профессиональная или любительская съемка) и т.п. При этом авторским правом охраняются как обнародованные, так и необнародованные произведения. Предоставление охраны произведению также не зависит от его назначения и достоинства: авторским правом в равной степени охраняются и шедевры, и менее удачные работы.

Авторское право возникает автоматически – в силу факта создания произведения. Возникновение и осуществление авторского права не связано с необходимостью соблюдать какие-либо формальности (регистрировать, депонировать, ставить знак охраны авторского права и т.д). Наряду с этим Закон предусматривает так называемую «презумцию обладателя авторского права», которая привана в определенной мере компенсировать недостатки предоставленной охраны в силу факта создания произведения. Эта презумпция означает, что при отсутсвии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения. Таким образом, указание имени на снимке фотографа является достаточным доказательством того, что именно он олжен признаваться таковым, до тех пор пока решением суда не будет установлено, что автором данного произведения является другое лицо.

Поскольку закон признает фотографические произведения объектами авторского права, за их создателями признаются личные неимущественные и имущественные авторские права. Личные неимущественные права характеризуются тесной связью с личностью автора. Это предопределяет их особенности, выражающиеся в непередоваемости и неотчуждаемости. Законодатель особо оговаривает, что личные неимущественные права сохраняются за автором даже в случае уступки исключительных имущественных прав. В соответствии со ст. 15 закона «Об авторском праве и смежных правах» за автором произведения признаются следующие личные неимущественные права:

--право авторства;

--право на имя;

--право на защиту репутации;

--право на обнародование;

--право на отзыв.

Признание за автором личных неимущественных прав является принципиально важным, поскольку обеспечивает реализацию моральных интересов фотографа при использовании результатов его творчества.

Право автора на имя означает право автора избирать, каким образом созданное им произведение будет связано с его личностью – путем указания собственного имени, вымышленного имени (псевдонима) или без указания имени (анонимно), и этот выбор может сделать только сам автор.

Право на защиту репутации автора призвано в первую очередь обеспечить сохранность той формы, которую автор первоначально придал своему произведению, при его дальнейшем использовнии. Это выражается в том, что автор может защищать свое произведение, включая его название, от всякого искажения. Помимо этого автор имеет право защищать свое произведение от любых иных посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора.

В отношении личных неимущественных прав следует осбо подчеркнуть, что их осуществление не ограничивается применительно к какой-либо сфере использования произведений, и доводы отдельных пользователей о том, что в рекламном или ином бизнесе «это не принято», нельзя признать состоятельным.

Имущественные авторские права – это права, связанные с использованием произведения. Статья 983 ГК устанавливает, что обладателю имущественных прав на результат интеллектуальной деятельности принадлежит исключительное право правомерного использования объекта интеллектуальной собственности в любой форме и любым способом. Данное правило в отношении объектов авторского права конкретизируется в Законе «Об авторском праве и смежных правах», ст.16 которого устанавливает, что автору в отношении его произведения или иному обладателю авторских прав принадлежит исключительное право осуществлять или разрешать осуществление следующих действий:

-- воспроизведение произведения;

--распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продаж или иной передачи права собственности;

--прокат;

-- импорт экземпляров произведения;

--публичный показ оригинала или экземпляра произведеия;

--публичное использование произведения;

--передачу произведения в эфир либо иное сообщение произведения для всеобщего сведения;

--перевод, переделку либо иную переработку произведения.

Каждый автор имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения.

В Законе существует и норма, на которую редко обращают внимание,-- ст. 17 Закона предусматривает так называемое право следования. Речь идет о том, что в каждом случае публичной перепродажи произведения изобразительного искусства, оригиналов рукописей писателя и композиторов (через аукцион, галерею изобразительного искусства, художественный салон, магазин и т.д.) автор имеет право на получение от продавца вознаграждение в размере пяти процентов перепродажной цены.

Следует отметить, что Законом устанавливаются и некоторые ограничения прав авторов (иных правообладателей), которые применяются при условии, что ограничения не наносят неоправданного ущерба нормальному использованию произведения и необоснованно не ущемляют законные интересы автора (иного правообладателя). Так, ст. 18 Закона (за некоторыми исключениями) разрешает воспроизведение произведения в личных целях, то есть допускается без разрешения автора и без выплаты вознаграждения воспроизведение правомерно опубликованных произведений в единичных экземплярах физическим лицом исключительно в личных целях.

Давайте представим гипотетическую ситуацию. Ваше произведение (художественная фотография) представлено в качестве выставочного экспоната в галерее искусств. Посетитель Иванов, фотограф-любитель, сфотографировал ваше произведение, а затем передал свой фотоснимок компании, занимающейся разработкой этикеток для продуктов питания. В свою очередь компания заключила договор с предприятием, производящим и реализующим эту продукцию с этикетками, которые представлены копией вашего снимка. Таким образом нарушены ваши имущественные и неимущественные права: право авторства, право на имя, право на защиту репутации, право на обнародование; право на воспроизведение произведения, распространение оригинала или экземпляров произведения посредством продажи или иной передачи права собственности; публичный показ оригинала или экземпляра произведения и др.

Как видно, приведенный перечень нарушенных прав требует правовой защиты. Для того чтобы избежать массовых нарушений авторского права, многие музеи, выставки своими локальными нормативными актами устанавливают запрет на прогведение фотосъемки без разрешения администрации. Разумеется, прямго указания закона на запрет такой съемки не существует, и, думается, можно было бы создать судебный прецендент, предъявив жалобу в суд в порядке производства по делам, вытекающим из административно-правовых отношений. Однако не следует забывать положения ст. 2 ГК Республики Беларусь, которые определяют основные начала гражданского законодательства.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Дисциплина: фотожурналистика. Свобода печати и деятельность фотожурналиста. Творческие факторы эффективности работы фотожурналиста

Тенденции современной белорусской фотожурналистики фотожурналистика.. основные принципы фотожурналистики и их реализация в современных сми..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Авторское право в фотожурналистике

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Тенденции современной белорусской фотожурналистики
    2. Фотожурналистика: предмет, принципы, функции. Классического определения термина «фотожурналистика» не существует. Объясняется это тем, ч

Творческие факторы эффективности работы фотожурналиста
Так же, как художник постоянно, ежедневно делает эскизы, фотожурналист постоянно тренирует глаз, свое фотовидение мира. Ежедневная работа позволяет отшлифовать технику исполнения и выработать устой

Новаторские приемы в фотожурналистике 1920-30-г годов
У истоков фотожурналистики стояли талантливые люди: инженеры и фотомастера. Фотография – чудо 19 в. – появилась на газетных полосах. Без этого события не могла возникнуть фотожурналистика. Следующи

Фотожурналистика в годы Великой Отечественной войны
Первая половина 1940-х гг. — воен­ное время. Мирная жизнь белорусских журналистов, как и всех советских лю­дей, закончилась. Фотожурналисты на­ходили себе работу во фронтовой печати, сражались в па

Жанры фотоочерка и фоторепортажа в журналистике 1950-1980-х годов
Активизация современной творческой фотографии относится к послевоенному периоду, когда в среде фотожурналистов возникла потребность в организации выставок, в которых фотография не только выступала

Традиции и новаторство в отечественной фотожурналистике 1990-х годов
1990-е гг., так называемые перестроечные, принесли серьезные, можно сказать революционные, перемены в сложившуюся систему периодических изданий на всем постсоветском пространстве. Осмыслить происхо

Этический контекст снимков чрезмерно натуралистического характера. Этические табу в фотожурналистике
  24 апреля 1991 г., накануне распада Советского Союза, в Москве состоялся первый съезд Союза журналистов СССР на конфедеративной основе. Его участ­ники приняли «Кодекс профессиональн

Профессия фотокорреспондента. Специфика работы фотожурналиста в различных СМИ
  Фотокорреспондент относится к категории специалистов. Фотокорреспондент должен знать: 1. Законодательство о средствах массовой информации.

Должностные обязанности
1. По заданию руководства редакции выезжает на места для освещения событий в стране и за рубежом. 2. Выполняет все виды съемки на цифровые носители. 3. Доставляет с максимальной о

Ответственность
Фотокорреспондент несет ответственность: За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, устано

Медицинские противопоказания
значительные дефекты зрения и слуха; дальтонизм; нарушение опорно-двигательного аппарата; сердечно-сосудистые заболевания; нервные и психические расстройства.

Социальная позиция фотожурналиста и ее формирование
Позиция, которую за­нимает журналист, называется социальной и опирается на этические принципы. Она дает возможность максимально объективно оценить ту или иную ситуа­цию, а затем представить ее с по

Использование современных технологий в подготовке фотоматериала
  Уровень фототехники начала XXI в. демонстрирует цифровая фотокамера, заменившая аналоговые фотоаппараты. Процесс получения изображения и скорость его передачи на любые расстояния ст

Информационно-публицистические жанры фотожурналистики
По классификации В.М.Березина, жанры фотожурналистики разделяются на информационно-публицистические и художественно-публицистические. Также стоит выделить аналитические жанры, к которым в первую оч

Жанр фотоинформации в фотожурналистике
В основе фотоинформации (фотозаметки) лежит единичный факт, сообщение о котором призвано лишь показать зрителю и читателю, где, когда, и с какими первыми последствиями он случился. Фотоинформация (

Жанр фотоиллюстрации в фотожурналистике
Фотоиллюстрация - иллюстрация в виде фотографического снимка, вторичный по отношению к тексту визуальный жанр отображения действительности, дающий ее зримый образ на момент осуществления вербальног

Фотомонтаж и фотоколлаж на страницах изданий
При необходимости в газете могут использовать различные виды иллюстраций, подготовленные с помощью фотомонтажа – соединения нескольких фотоснимков. Если, например, требуется поместить в газете неск

Жанр фотоочерка (фотоистории) в фотожурналистике
Фотоочерк - жанр фотожурналистики, отличающийся пристальным вниманием к человеку, "очерчивающий" основные этапы его судьбы, круг встающих перед ним проблем. Фотоочерк может быть

Сочетание фотографии и текста как условие достижения образности в фоторепортаже
  Самым популярным и в журналистике, и в фотожурналистике остается жанр фоторепортажа. Термин «репортаж» в переводе с французского «информировать», Показывае

Документальность репортажной фотографии
Основополагающая черта фоторепортажа – строгая документальность, невмешательство в течение событий. Но фотографируя действительность, репортёр не может гарантировать, что снятый им материал будет п

Фоторепортаж как композиционное единство графических элементов
Графическое оформление газетных полос включает: изображение и размер шрифта, формат фотографий и их место на полосе. Дизайн газеты - это лицо издания. Именно с внешнего вида начинается знакомство ч

Изобразительное решение репортажного снимка
Репортажные съемки нужны и лаконичность рисунка, и акцент на смысловом центре, и четкое освещение, и перспективное построение кадра. Более того, серьезность и важность тем, над которыми работает ре

Перспективы развития фотожурналистики на страницах современных белорусских изданий
В последнее время настоящая репортажная фотография становится менее востребованной в газетах, ее заменяет так названа пресс-фотография - изображение, используемое для дизайнерских нужд. Иллюстрация

Основные тенденции иллюстрирования современных районных периодических изданий
  Современная белорусская региональная пресса продолжает многие тради­ции своей предшественницы — районной партийной и советской печати. Очевидные достоинства региональной прессы закл

Изобразительно-выразительные средства документальной фотографии
22. «Штампы» в фотожурналистике. Фотографов часто ругают за штампы. Им достается от зрителей, критиков, редакторов — и, надо сказать, не без оснований; на любой крупной фо

О пользе стандартов
В учреждении штампом называют специальные печати, их необходимость очевидна. Журнал, который у вас в руках, как и вся остальная печатная продукция, отпечатан со штампов — типографских матриц. А реч

О вреде штампа
Расхожая мысль, что плохой фотограф отличается от хорошего тем, что у первого десять приемов съемки, а у второго — их сто, принципиально неточна. И у хорошего автора приемов может быть немного, сут

Есть мотив традиционный
В творчестве утверждение какого-либо правила существует рядом с его отрицанием. Поэтому не будет противоречия, если мы скажем, что в творческой фотографии возможен и традиционный мотив, однако в эт

Перспективы развития фотожурналистики в современной белорусской печати
  Заглянуть в будущее сложно. В прогнозах ошибаются практически все. Что касается фотожурналистики, то можно говорить лишь о тенденциях ее развития. В конце 1920-х гг. два корреспонде

Юрий матвеев. Принципы композиционного монтажа в серийных жанрах визуальной журналистики
Одной из важнейших характеристик серийных фотографических жанров, в том числе фотоочерка и репортажа, является единая тематическая сюжетная связь. Она не может возникнуть сама по себе, не может при

Имена в белорусской фотожурналистике
Беларусь всегда славилась талантливыми, творческими людьми. На поприще фотожурналистики трудились и трудятся фотокорреспонденты, чьи имена знают далеко за пределами нашей страны. Можно всп

Место и функции бильд-редактора в издании
Проблема выбора фотографий для опубликования в очередном номере газе­ты не нова. Для одной редакции — это головная боль выпускающих ре­дакторов, порожденная дефицитом иллюстраций, даже без оценки и

Жанровые особенности фотоиллюстрирования в современных СМИ
Фотожурналистика не стоит на месте. Об этом свидетельствует возрастаю­щий с каждым годом уровень иллюстрированности газет и журналов. Жанровая палитра на газетной полосе становится все ярче и разно

Публикация художественной, прикладной и рекламной фотографии в СМИ
  В подавляющем большинстве газет важнейшее значение имеют тексты, представленные в различных жанрах публикаций разного типа. Они занимают большую часть площади каждого номера периоди

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги