рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Политическая идеология

Политическая идеология - раздел Журналистика и СМИ, Журналистика Политические Процессы, Политическая Жизнь Проходят В Различных Формах, Которы...

Политические процессы, политическая жизнь проходят в различных формах, которые принято называть - идеологии и идейно-политические течения. Термин "идеология" в начале 19-го века ввел французский ученый и философ А. Л. Лестют де Граси. Он пытался найти в явлениях сознания основы этики, морали, политики и дать им логическое объяснение и объединение под одним понятием. Идеология как явление получила признание, и оказалось, что человек и общество живут в идеологическом пространстве точно так же, как и в мире политики, культуры, экономических отношений.

Идеология - это система взглядов и идей, дающая целостную трактовку общественной жизни, ее смысла, направленности, перспектив и предписывающая определенные способы решения общественных проблем.

Идеология и политика тесно взаимосвязаны. Это проявляется в следующем. Идеология и политика универсальны. Они охватывают различные области мысли, деятельности, поведения и могут определить их направление, цели и средства.

  1. Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться.
  2. Идеология и политика способны сочетаться, переплетаться друг с другом. При этом всякий дефицит политики, любая ее слабость, политический вакуум немедленно и неизбежно заменяется идеологией.
  3. Идеология способна подчинить себе политику. Это происходит по внешним (угроза нападения, подготовка собственной агрессии и т.п.) или внутренним (спад в экономике, конфликты, социальная напряженность в обществе и т.п.) обстоятельствам.

К основным современным политическим идеологиям относят либерализм, консерватизм, анархизм, социал-реформистскую и коммунистическую идеологии, а к идейно-политическим течениям - радикализм, фашизм, политический экстремизм, популизм, идеи альтернативных движений.

Либерализм. Либерализм (от лат. "либералис" - свободный) - идеология сторонников парламентского строя и максимально возможной свободы в экономической, политической и других сферах. Как определенное понятие, либерализм вошел в политический словарь 30 - 40 гг. 19-го века, но творцами его по праву считаются Локк и Вольтер, Юм и Кант, Монтескье и А. Смит, Гете и Дидро. На основе идей либерализма образовались политические партии, большинство из которых объединены в Либеральный интернационал, созданный в 1947 году. К 19 партиям - учредителям, принявшим "Манифест либералов", позднее присоединились еще 13 партий, так же "либералы-изгнанники" из стран Восточной Европы. В настоящее время во многих из этих стран либеральные партии действуют легально. В бывшем Советском Союзе либеральная демократическая партия была зарегистрирована в министерстве юстиции первой (лидер - В. В. Жириновский). В ряде стран либеральные партии являются правящими или входят в правительственные коалиции. В Европарламенте они имеют влиятельную фракцию.

Основные принципы либерализма:

  1. Отдельный индивид первичнее и реальнее, чем общество и его институты, индивидуальные потребности и права важнее любых коллективных обобщенных прав и интересов.
  2. Все свои законы и ценности человек создает сам.
  3. Человек индивидуально свободен и ответственен перед своей свободой; в основе личной свободы и ответственности - частная собственность.
  4. Государство создается на основе общего консенсуса и с единственной целью - сохранить и защитить естественные права человека.
  5. Договорный характер отношений между государством и личностью. Отсюда вытекает представление о роли государства как "ночного сторожа". По мнению сторонников классического либерализма, "государства должно быть как можно меньше". Государство должно лишь поддерживать элементарный порядок и создавать условия для свободной экономической деятельности. Все основное регулирование в обществе должно происходить через механизм свободного рынка.

Основными политическими идеями либерализма являются следующие:

  1. Приверженность парламентскому строю и традиционным парламентским процедурам.
  2. Негативное отношение к разросшимся экономическим и социальным функциям государства.
  3. Необходимость разделения властей, политический плюрализм и верховенство закона.
  4. Обеспечение основных политических прав и свобод граждан, уважение достоинства человеческой личности.
  5. Расширение практики плебисцитарной демократии, всенародного обсуждения законов, укрепление местного самоуправления.
  6. Обоснование демократической сущности элитаризма, необходимости конкуренции элит.
  7. Компромисс, консенсус в решении важнейших политических проблем.

Для классического либерализма характерно:

  • в мировоззренческой области - свобода от группировок, классовых и националистических предрассудков, космополитизм (от греческого "космополитес"- гражданин мира), гуманизм, терпимость, подчеркивание индивидуальности и самоценности личности, демократизм;
  • в политической области - признание неотъемлемых прав человека, разделение законодательной и исполнительной власти, свобода выбора занятий, свобода конкуренции;
  • в экономической области - требование отмены регламентации и ограничений со стороны государства, простор для частной инициативы, свободный рынок, создание условий для развертывания частного предпринимательства.

В начале 20-го века, особенно после того, как во время великой депрессии 30-х годов чисто либеральные методы управления не смогли принести успеха, эта идеология выступает преимущественно в виде неолиберализма.

Неолиберализм допускает и даже предполагает постоянное вмешательство государства в экономику с целью создания и поддерживания благоприятных условий для конкуренции. Допускается государственное регулирование социальной жизни.

Консерватизм - (от лат. "консерварс" - сохранять) - идеология, ориентированная на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемость ценностей, приверженность стабильности и упорядоченности, отрицание новаций. Основы консерватизма были заложены в конце 18-го - начале 19-го века. В числе его "родителей" Э. Бёрк, Ф. Новалис, А. Мюллер, Ж. де-Местр, Ф. Ламенне, У. Вордсворт и другие. Политический консерватизм имеет на вооружении парадоксальный лозунг: создать то, что достойно сохранению. Другими словами, в будущем восстановить прошлое. История развития общественной мысли показала, что консервативные установки формируются и развиваются в периоды крупных и быстрых общественных перемен, резких поворотов социального развития. Первоначальная форма консерватизма сформировалась прежде всего как реакция на перемены, вызванные Великой Французской революцией. Затем консерватизм менял несколько свои формы, принципы и идеи. Основные принципы идеологии консерватизма можно сформулировать следующим образом:

  1. Общество - это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю.
  2. Существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы.
  3. Ориентация на государственный авторитет.
  4. Пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума.
  5. Неверие в возможность социального равенства между людьми.
  6. Частная собственность - гарант личной свободы и социального порядка.

Основные политические идеи консерватизма:

  1. Идея традиции, определяющей общественное бытие индивида.
  2. Идея национального величия.
  3. Идея социального неравенства и политической конкуренции.
  4. Идея отказа от активного политического вмешательства в общественную жизнь.
  5. Пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.

Неоконсерватизм стал направлением консервативной мысли с 70-х годов 20-го века и значительно отличается от классического консерватизма. Главное его отличие состоит в том, что неоконсерватизм - весьма динамичная и мобильная идейная система, направленная не в прошлое, а в будущее. Неоконсерваторы восприняли многие идеи либералов, но на практике, придя к власти в ряде стран, остались на старых позициях. Неоконсерватизм можно охарактеризовать следующими положениями:

  • к развитию общества и человека могут вести только свободные рыночные отношения;
  • поскольку свобода и равенство несовместимы, а социальное равенство невозможно, необходимо сосредоточиться на достижении свободы;
  • необходимо сочетать демократию и власть элит, ибо классическая демократия неосуществима;
  • главное право личности - право иметь собственность и свободно распоряжаться ею;
  • государство должно быть сильным, но не ущемлять личные права и свободы граждан.

Анархизм (от греч. "анархия" - безвластие) - как политическая идеология провозглашает целью освобождение личности от всех форм принуждения со стороны власти и прежде всего - со стороны государства. Анархизм как политическое течение сложилось в 40-х - 70-х гг. 19-го века в Западной Европе. В основе "классического" анархистского мировоззрения лежат следующие наиболее общие положения:

  • индивидуализм;
  • волюнтаризм и неверие в существование объективных законов общественного развития;
  • защита мелкого собственника и мелкого землепользователя;
  • тактика "прямого действия";
  • будущее принадлежит общественному устройству в виде свободной ассоциации производств, областей, коммун.

Вот то, что составляет общее у всех направлений анархизма. В чистом виде идеи анархизма не были воплощены нигде в общественной практике. К основным разновидностям анархизма относятся следующие:

  1. Анархо-индивидуализм. Он базируется на идее абсолютной свободы. Родоначальник этого течения М. Штирнер, отрицая государство, сводил социальную организацию общества к "союзу эгоистов". По мнению американских мыслителей Б. Такера и Й. Уоррена, последователей М. Штирнера, каждый человек должен иметь такую сферу активности, куда никто не имел бы права вмешиваться. В этом случае социальные отношения должны строится на основе обмена или контакта. По мысли Б. Такера, каждая личность должна пользоваться максимальной свободой, совместимой с равной свободой для других.
  2. Анархо-мютюализм (от фр. "мютюль" - взаимный). П. Ж. Прудон и его последователи считали, что каждый член общества может иметь средства производства, но жить при этом должен только своим трудом, не допуская паразитизма за счет ренты или эксплуатации человека человеком. За счет этого в обществе должен поддерживаться высокий уровень равенства между людьми. Деньги (как средство общения) перестанут существовать, их сменит взаимный натуральный обмен, а значит, исчезнет и государство.
  3. Анархо-коллективизм. Сложился под влиянием идей М. А. Бакунина. По его мнению, каждая группа рабочих управляет своими средствами производства. Продукт труда делится по решению коллектива пропорционально труду каждого. Бакунин соединил путь социализма и свободы в одно целое. Известен его афоризм: "Свобода без социализма - это привилегия и несправедливость! Социализм без свободы - это рабство и скотство!"
  4. Анархо-коммунизм. Берет свое начало от идей Элизе Реклю и П. А. Кропоткина. В основе этой доктрины - вера в естественную человеческую солидарность. Будущее безгосударственное общество, по мнению Кропоткина, будет представлять собой систему свободных ассоциаций трудящихся.

Социал-реформистская и коммунистическая идеологии. Эти идеологии исходят из одного теоретического источника - классического марксизма.

Общее для этих идеологий следующее:

  1. Будущее принадлежит справедливому и солидарному обществу, в котором трудящиеся живут хорошо.
  2. Материалистическая трактовка общественной жизни.
  3. Социально-классовый подход к общественным явлениям.
  4. Гуманистический характер конечных целей.
  5. Социальный коллективизм.
  6. Исторический оптимизм.

Несмотря на один источник - марксизм, годы столкновений и взаимного отталкивания в политической борьбе сделали социал-реформизм и коммунизм разными школами идеологии.

Различия

  1. Путь к достижению лучшего общественного устройства социал-реформисты видят в последовательной цепи реформ, а коммунисты - в революции.
  2. Социал-реформизм постепенно "трансформирует" капитализм, коммунизм -полностью порывает с капитализмом, отрицая его.
  3. Переход к новой общественной организации социал-реформаторы осуществляют на базе существующего права и законности, коммунисты - отвергают буржуазное право.
  4. Партия, по мнению социал-реформаторов, это ассоциация сторонников социализма; коммунисты традиционно делали упор на строгую организованность и жесткую дисциплину.

Однако следует заметить, что к 60-м годам 20-го столетия наметилось определенное сближение позиций социал-реформистской и коммунистической идеологий, и прежде всего, в такой области, как сведение до минимума насилия в достижении своих целей. Современная идейно-политическая жизнь не сводится к функционированию только основных идеологий. В ней существуют и идейно-политические течения .

Рассмотрим наиболее значительные из них.

Радикализм (от лат. "радикалис" - коренной) - идейно-политическое течение, требующее решительного и глубокого, коренного изменения основных политических институтов и ценностей общества. В теоретической сфере радикализм выступает антиподом консерватизма, а в сфере практически-политических действий - антиподом организованной институциональной демократии с ее правилами уважения закона и прав личности. Привлекательность радикализма в том, что он отвечает глубокой человеческой потребности находить в тяжелой ситуации быстрые, ясные, простые, окончательные решения. А у радикализма всегда есть в запасе набор таких простых решений, а то, что они страдают упрощенчеством, отвлеченным от жизни рационализмом, может обнаружиться лишь потом.

Популизм (от лат. "популюс" - народ) - идейно-политическое течение, для которого характерна демагогическая апелляция к народу для достижения собственных целей.

Для популистских течений характерна идеологическая неразвитость, отсутствие теоретических программ, ориентированность на текущие политические задачи.

Политический экстремизм (от лат. "экстремус" - крайний) - идейно политическое течение, проповедующее приверженность в политике к крайним взглядам и действиям.

Политический экстремизм выступает против сложившихся общественных структур и институтов, как правило, силовыми методами.

Традиционно экстремизм делится на "левый" и "правый". Левый экстремизм обычно вдохновляется идеями немедленной революции обездоленных. ("Фракция Красной армии" в Германии, "Красные бригады" в Италии, "Сантендеро луминосо" в Перу, полпотовцы в Камбодже и т.д.)

Правые экстремисты обличают пороки буржуазного общества с крайне консервативных позиций за упадок нравов, наркоманию, эгоизм, потребительство и т.д. ("эскадроны смерти" в странах Латинской Америки, "Итальянское социальное движение", Республиканская и Национально-демократическая партии в Германии и т.д.)

Фашизм (от лат. "фашио" - пучок, связка, объединение) - идейно-политическое течение правоэкстремистского толка.

Для фашизма характерен иррационализм (неверие в силы человеческого разума), крайний национализм и расизм - идея "высшей расы", а также культ силы и личной власти, пропаганда войны как естественного состояния общества, максимальный контроль над всеми проявлениями общественной и частной жизни людей.

Среди так называемых "альтернативных" идей особое место занимает "зеленая" идеология. (Идеологией, впрочем, ее назвать можно лишь условно, так как общим во всех ее весьма различных направлениях является, пожалуй, лишь система ценностей).

"Зеленая" идеология как школа мысли основана на осознании всего масштаба экологической угрозы. Согласно позициям "зеленых", и капиталистическая, и социалистическая модели общества - лишь разные формы цивилизации "индустриализма", которые относятся к природе и человеку как объектам эксплуатации.

Таким образом, идеология и политика тесно взаимосвязаны, а политические идеологии и идейно-политические течения играют важную роль в жизни человека и общества.

 

МИРОВАЯ ПОЛИТИКА И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

Вопросы.

  1. Парадигмы теории международных отношений.
  2. Этапы развития системы международных отношений.
  3. Международные организации.

 

  1. Парадигмы теории международных отношений.

Неотъемлемым компонентом деятельности любого государства является осуществление им внешней политики - обеспечение своих интересов на международной арене. Совокупная деятельность государств на международной арене называется мировой политикой. Помимо государства в осуществлении внешнеполитической деятельности могут принимать участие и другие субъекты политического процесса. Поэтому субъектами мировой политики считаются помимо государств международные организации, негосударственные объединения, общественные движения, политические лидеры и, наконец, сами народы, как источники и носители высшего государственного суверенитета.

Совокупность государств, межгосударственных объединений, международных организаций, являющихся субъектами международного права и устанавливающих между собой политические, экономические, правовые и иные отношения, называется международным сообществом. Соответственно, системой международных отношений называется вся система политических, экономических, культурных, военных, дипломатических и других взаимосвязей между государствами и народами.

При изучении мировой политики особое значение имеет трактовка природы международных отношений и определение основы существующей системы международных отношений. Можно выделить три основные позиции по данным вопросам, сформировавшиеся в политической науке: реалистская, либеральная и неомарксистская.

Основой теории политического реализма стало убеждение в том, что мировая политика определяется объективными и универсальными законами политического поведения. Причина подобной зависимости усматривается в отсутствии на международном уровне единого властного центра, упорядоченной структуры, построенной на принципах иерархии, субординации, господства и подчинения, способной рационально организовать и формализовать взаимоотношения субъектов мировой политики. Таким образом, международные отношения развиваются на анархической основе, а их сущность отражает стремление каждого субъекта реализовать собственные интересы и достичь преобладающего положения.

Центральным для теории политического реализма становится понятие "интереса, определенного в терминах власти" (Г. Моргентау), а также связанные с ним понятия баланса сил, геополитической стратегии и т.п. Происхождение "интереса, определенного в терминах власти" связано с потребностями людей в безопасности и процветании. Никто, кроме самого государства не заинтересован в безопасности его граждан. Основным средством обеспечения собственной безопасности является фактор силы, влияния.

Таким образом, система международных отношений должна рассматриваться не с точки зрения какого-либо идеала, а в контексте борьбы государств за влияние на международной арене. Стабильность этой системы, ее эффективность зависят от формирования устойчивой иерархии государств и их блоков во главе со сверхдержавами, основанной на "балансе сил".

Неореализм, пришедший на смену классической реалистской концепции в 1970 гг., расширил структурное понимание "силы". Неореалисты попытались уйти от упрощенного представления об анархистском характере международных отношений, обратить внимание на системность, устойчивость "баланса сил". Неизмененной осталась суть реалистского подхода к анализу мировой политики как бескомпромиссной борьбы государств за власть и влияние, его скептическое отношение к возможности регулирования международного сообщества на основе правовых норм или нравственных ценностей, представление баланса сил как основы системы международных отношений.

Сторонники либерального подхода к анализу мировой политики отвергали тезис об анархичности международных отношений и принципиальной невозможности их координации на основе внесиловых факторов. Романтический либерализм (пацифизм ) обуславливал эту возможность высокой значимостью для человеческой жизни моральных и гуманистических ценностей. Основой системы международных отношений мог стать добровольный отказ государств от насилия как средства политики, закрепление этого принципа в системе международного права и формирование наднациональных органов международного арбитража. Несмотря на провал первых попыток по реализации подобного проекта (Лига наций) либералы рассматривали создание комплекса наднациональных институтов, основанных на межгосударственном консенсусе и призванных упорядочить взаимоотношения государств.

Неолиберальное направление конца ХХ в. опиралось на прекращение противостояния Запада и Востока, рост влияния малых государств на мировой арене, снижение возможностей сверхдержав использовать традиционные силовые методы внешней политики (Дж. Най). Неолибералы указывают на то, что сфере мировой политики активизируются нетрадиционные субъекты - неправительственные организации, ТНК, финансовые институты, частные группы, миграционные потоки, мафиозные структуры. Государства уже не могут, как прежде, контролировать их деятельность. Разрушение же монополии государства в международных отношениях ведет к утрате смысла прежних геостратегических приоритетов. Международные отношения становятся все более транснациональными и менее управляемыми. Основой новых тенденций в международных отношениях является возрастающая взаимозависимость мира, формирование единого экономического и информационного пространства. Тем самым, система международных отношений приобретает характер "спонтанного порядка", с трудом поддающегося централизованному контролю, но упорядоченного естественным образом.

Неомарксистское направление исследований мировой политики исходит из приоритетного значения общих закономерностей развития капиталистического общества. Система международных отношений, с точки зрения неомарксистов, лишь отражает становление и развитие глобальной капиталистической системы, иерархии неравных связей центра и периферии мирового хозяйства. Неомарксисты утверждают, что господствующая в капиталистической системе идеология либерализма меняет роль национального суверенитета. Основные черты мировой экономики - это всемирная организация производства, рост значения ТНК в хозяйственном развитии, усиливающаяся наднациональная координация производства, интернационализация капиталов и уменьшение возможностей государственного вмешательства в сферу финансов. По утверждению неомарксистов, государства утрачивают свою роль социальной защиты населения. Они лишь передают национальным экономикам требования мир-экономики с целью адаптации к условиям конкуренции на мировом рынке. Лидирующее положение на международной арене государство использует для лоббирования интересов своих экономических агентов. Преодоление этой системы неравенства зависит лишь от готовности и способности "периферийных" стран и регионов консолидировано порвать с навязываемой им стратегией развития. "Демократизация" мирового политического процесса, с точки зрения неомарксистов, обеспечить решение этой задачи не может.

При всей противоположности и внешней несовместимости указанных концепций все вместе они достаточно полно характеризуют основные закономерности развития современной системы международных отношений.

  1. Этапы развития системы международных отношений.

Фактор силового влияния и формирование на этой основе определенного баланса сил являлся традиционной основой мировой политики. За точку отсчета в понимаемой таким образом истории системных международных отношений можно признать завершение "тридцатилетней войны" в Европе и заключение Вестфальского мира в 1648 г. Доминирующими субъектами Вестфальской системы стали суверенные государства. В XVIII в. Великобритания окончательно разработала идеологические основы системы внешней политики, основанной на принципе равновесия, а в XIX в. "европейский концерт" стал реальностью. Система коллективной дипломатии, положенная в основу "европейского концерта" не отражала отказ от силового противостояния. Дипломатия обеспечивала гибкое выстраивание и корректировку "баланса сил". Установление равновесия, или баланса, открывало период стабильных мирных отношений, нарушение баланса сил в конечном счете вело к войне и восстановлению его в новой конфигурации, отражающей усиление влияния одних государств за счет других.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений, возникшая после первой мировой войны, дополнила военные и дипломатические факторы обеспечения стабильного "баланса сил" правовыми рычагами. В сущности, та же модель мировой политики была воспроизведена и после второй мировой войны. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений, при всей возросшей значимости международно-правовых факторов, сохранила баланс сил как основополагающий компонент. Особенностью ее стал биполярный характер - преобладание двух сверхдержав США и СССР. Их противостояние было закреплено противоборством господствующих идеологий, а равновесие - паритетом ядерного оружия. Фактически мир оказался разделенным на три разных "мира": капиталистический, социалистический и "третий" - развивающийся. Уже к 1970-х гг. многие из развивающихся стран превратились в значимых субъектов международных отношений. В 1961 г. было создано Движения неприсоединения. Это международное объединение провозгласило одним из главных принципов внешней политики неприсоединение к военно-политическим союзам великих держав. В состав Движения неприсоединения первоначально вошли 25 стран, в том числе Югославия, Индия, Египет. К началу 1980 гг. число участников Движения достигло101.

Радикальные изменения, произошедшие в мире во второй половине 1980-х - начале 1990-х гг., позволяют, на первый взгляд, говорить о начале новой эпохи в развитии международных отношений. Победа США в "холодной войне" и распад СССР дали основание говорить о начале эпохи полного преобладания Соединенных Штатов и формировании на этой основе однополярного мирового порядка. Контуры новой глобальной стратегии США стали проявляться уже с 1991 г. Ее основными целями стало укрепление национальной безопасности и обеспечение экономического процветания страны за счет продвижения демократии во всем мире. Необходимость руководства миром со стороны США обосновывается тем, что именно США являются страной, идеалы и интересы которой в наибольшей степени соответствуют "универсальным ценностям демократии и свободы". Эту идея емко сформулировала госсекретарь Мадлен Олбрайт: "Америка - это страна, без которой невозможно обойтись". Реализация национальной внешнеполитической стратегии рассматривается американской администрацией как создание новой системы международной безопасности, гарантом которой должен выступить военно-политический потенциал США и их союзников по североатлантическому альянсу. В конце 1990-х гг. НАТО был не только расширен, но и перенацелен на обеспечение стабильности всего "трансатлантического региона", в том числе, путем действий за пределами территории стран - членов альянса. Военная операция НАТО в Косово в 1999 г. стала символом новой мировой роли НАТО.

Но не утратили значение факторы многополярности. В первую очередь к ним можно отнести сохранение ядерного паритета США и России. Немаловажным в этом отношении представляется и статус ядерной державы Китая - с учетом растущего экономического потенциала. Велика роль в системе международных отношений региональных интеграционных объединений. Образование в 1990-е гг. Европейского Союза придало новый импульс европейскому интеграционному процессу. Интенсивно развивается процесс интеграции стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Ключевая роль в нем принадлежит Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Основатели этой организации - "маленькие драконы" Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд - совершили невероятный рывок в наращивании экономического потенциала и превратились в один из наиболее динамично развивающихся регионов мира. Прочные позиции в мировой экономической системе занимают арабские государства, возглавляющие Организацию стран-экспортеров нефти (ОПЕК). Несмотря на раскол в арабском мире, вызванный событиями вокруг Ирака, ОПЕК и другие арабские международные организации (Лига арабских государств, Организация исламской конференции) являются авторитетными субъектами мирового политического процесса.

Итак, вне зависимости от дилеммы однополярности и многополярности в развитии системы международных отношений, существующая модель мировой политики по прежнему отражает преобладание силовых факторов, категории "баланса". Ее основой остается преобладающее влияние наиболее мощных в военном и экономическом отношении держав. Определение конфигурации этих "центров власти" в международной системе, границ их влияния решающим образом сказывается на поведении всех субъектов мировой политики, в том числе и суверенных государств.

 

  1. Международные организации.

ООН-универсальная международная организация, созданная с целью поддержания мира, международной безопасности и развития сотрудничества между странами. Появилась в 1945 г. Главный документ – Устав ООН, в котором сформулированы права и обязанности государств-членов.

Структура:

1) Генеральная ассамблея ООН– «всемирный парламент». Рассматривает наиболее острые мировые проблемы. Каждый член ООН располагает на Ген. Ассамблее 1 голосом. Решения ассамблеи не имеют обязательной юридической силы для государств. Не являются членами ООН Швейцария и Ватикан.

2) Совет Безопасности ООН – военно-штабной комитет. Наделен большими полномочиями в части прекращения вооруженных конфликтов и создания условий мирного пути их разрешения. Состоит из 5 постоянных членов с правом «вето» (Россия, Франция, Китай, Великобритания и США) и 10 непостоянных, избираемых на Ген. ассамблее на 2 года.

3) Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) - главный орган по координации экономической и социальной деятельности. Состоит из 54 членов ООН, избираемых Ген. ассамблеей на 3 года. В цели входи повышение уровня жизни, уважению и соблюдению прав человека.

4) Совет по опеке организован для оказания помощи независимым территориям для обретения суверенитета в период крушения системы колониализма. Члены - Россия, Франция, Китай, Великобритания и США.

5) Международный суд (Гаага) –главный судебный орган ООН.

6) Секретариат ООН –обслуживает главные органы ООН, осуществляет принятые ими решения и политические установки.

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Журналистика

Гоу впо хакасский государственный университет им н ф катанова.. центр социально политического и гуманитарного образования..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Политическая идеология

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Вопросы
1. Политические учения Древнего Востока. 2. Политические учения Древней Греции и Древнего Рима. 3. Политические учения Средневековья. 4. Политические учения эпохи Возрожд

Предмет и структура политологии, функции политологии
В нашей стране в настоящее время встает проблема формирования политологии как новой для нас дисциплины. В этой связи очень важно определить содержание, круг проблем, институтов и явлений, составляю

Политика как сфера общественных отношений
Термин "политика" (греч. politika - государственные и общественные дела) получил распространение под влиянием одноименного трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве. Ар

Современные представления о политике
М.Вебер говорил, что "Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства ме

Структура и функции политики
Уровни политики составляют структуру как внутренней, так и внешней политики. 1. Внутренняя политика обычно подразделяется на: федеральную (в федеративных государствах) или

История политических и правовых учений
Учебник для вузов Рекомендован Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по

Политическая система. Политический режим
Всякая власть включает в себя определенные элементы, имеет структуру и совокупность всех элементов политической власти называется политическая система. В современных общественных н

Политические отношения и процессы
Вопросы. 1. Политическое развитие и модернизация. 2. Политический процесс и политическое участие. 3. Выборы. Электоральные системы. 4. Политические конфликты и к

Типы политического процесса
эволюционный – характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов, устойчивыми механизмами принатия решений, совместной деятельно

Выборы. Электоральные системы
Выборы — процедура, в результате которой определенная группа людей выдвигает одного или нескольких членов для выполнения определенных функций. Выборы как политический институт хара

Политический менеджмент
Понятие "PR" (буквально — "публичные отношения", ча

Понятие и современные теории элит
  "Элита" в переводе с французского - лучшее, отборное, избранное. Политическая элита - это относительно небольшая социальная группа, концентр

Политическое лидерство
Политическое лидерство - это постоянное приоритетное влияние со стороны определенного лица на все общество, организацию или группу. Политическое лидерство - это управленческий статус, соци

Структуры европейской интеграции
Европейский совет (ЕС) – высший орган Европейского сообщества и европейского политического сотрудничества. Занимается текущими м/н проблемами для сближения и согласования выражения

Политика как сфера общественных отношений
Термин "политика" (греч. politika - государственные и общественные дела) получил распространение под влиянием одноименного трактата Аристотеля о государстве, правлении и правительстве. Ар

Современные представления о политике
М.Вебер говорил, что "Политика означает стремление к участию во власти или оказанию влияния на распределение власти, будь то между государствами, будь то внутри государства ме

Структура и функции политики
Уровни политики составляют структуру как внутренней, так и внешней политики. 1. Внутренняя политика обычно подразделяется на: федеральную (в федеративных государствах) или

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги