рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Треугольники» общения

Треугольники» общения - раздел Журналистика и СМИ, Психология журналистики   В Общении Журналист Выбирает «Технику» Прежде Всего Исходя Из...

 

В общении журналист выбирает «технику» прежде всего исходя из характеристик партнера. Эти характеристики разнообразны и в каждой конкретной ситуации актуализируются по-разному. Однако есть и относительно универсальные.

 

6.2.1. «Треугольник Судьбы»

 

Говорим ли мы о журналистском общении или о любом другом, мы всегда говорим о том, что получило название «треугольник Карпмана» (треугольник Судьбы) – по имени Стефана Карпмана, в 1968 году предложившего научной общественности универсальную, по его словам, модель взаимодействия. Эта модель предполагала наличие трех участников, которые в условной схеме располагались по вершинам треугольника.

  Преследователь  
Жертва   Спаситель

 

По мнению Карпмана, в ситуации общения каждый из нас занимает одну из трех позиций. Причем, позиции эти текучи, изменчивы. То есть в одном общении с одним человеком мы можем чувствовать себя Спасителем, а в общении с другим – Жертвой. И наличие именно трех людей в общении необязательно. Одну и даже две позиции могут занимать лишь воображаемые или умозрительно присутствующие в общении люди (например, в ситуации, когда мы подвергаемся агрессивным нападкам, мы можем думать о том, что руководство поддержит нас. В этом случае оно займет позицию Спасителя, а мы – Жертвы).

Общение в пределах этого треугольника – это весьма эффективный способ не брать на себя ответственность за свои поступки и решения и, между тем, получать желаемые эмоции, право не решать свои проблемы. Преследователь считает, что во всем виновата Жертва, о чем он и сообщает - либо ей самой, либо Спасителю. Он чувствует свою важность, а также могущество и превосходство. Жертва считает, что виноват Преследователь, и ищет того, кто бы ее спас, чтобы на время самой превратиться в Преследователя. Она получает удовлетворение в виде самоунижения и самобичевания и в виде своеобразной индульгенции - права не брать на себя ответственности за собственные поступки. Кроме того, наличие Спасателя подтверждает ее особую человеческую ценность и правоту устремлений. Спаситель же ищет, кого бы спасти, переведя из состояния Жертвы в состояние Преследователя. Как правило, роль спасителя выбирают невротичные натуры, которые получают удовлетворение, видя чужие страдания. Для того чтобы иметь возможность наблюдать их, они готовы оказывать бескорыстную помощь. Часто эти люди руководствуются девизом: «Ничего для себя, но за другого – хоть в петлю». Важно помнить, что эти люди, как правило, на психологическом уровне опустошают партнера по общению, и общаться с ними непросто. Они идут на боль. Как только проблема решена, вы можете перестать их интересовать. Не случайно Ф. Ницше говорил: «Сорадость, - а не сострадание создает друга». Но пока вы в горе, а не в радости, они – рядом, они удовлетворяют свою потребность во властвовании вами через помощь.

Итак, каждый из треугольника получает нечто желаемое.

Многие привычно играют одну роль чаще других: в ней они более освоились и знают больше нюансов и способов получать свои удовольствия. При этом можно сказать, что Треугольник – это подмена. Подмена каких-то переживаний похожими, но не теми.

В чем же основная ошибка Спасителя? В случае, если он относится к указанному нами психотипу. Ошибки нет. Он действительно выигрывает в треугольнике Судьбы. Однако бывает ситуация, когда человека «назначают» на роль Спасителя другие, и часто без его согласия. И здесь уже его роль обладает сомнительными преимуществами. Почему? Один американский менеджер ответил на этот вопрос следующей метафорой: «Остерегайтесь «обезьян»! Каждый сотрудник, входящий в Ваш кабинет, приводит с собой толпу «обезьян» – больших и маленьких проблем, которые он хочет с вами обсудить. В действительности же он хочет только одного: пересадить «обезьян» со своих плеч на ваши, чтобы вместо него с ними мучились вы. Остерегайтесь этого! Следите за тем, чтобы каждый входящий получил всех своих «обезьян» назад...» Рекомендация хорошая, но реализовать ее бывает довольно непросто. Поэтому полезно знать приемы, которые помогают с минимальными потерями выходить из подобных ситуаций. Как минимум вы можете использовать следующие техники выхода из треугольника:

1. Прямой отказ. Вы прямо и открыто говорите человеку, что не намерены решать за него его проблемы. Такой вариант хорошо подходит для деловых отношений: «Слушай, твоя жизнь – это твоя жизнь. И я считаю себя не вправе в нее вмешиваться. Поэтому решай сам, как ты выбираешь жить дальше…» Или: «Ничем здесь вам помочь не можем. Решать эту проблему должны именно вы».

2. Помоги не советом, а энергетикой. Очень часто человек становится на позицию жертвы только потому, что он пал духом, у него не хватает собственных сил и энергии на то, чтобы самостоятельно принять решение. Если так, попробуйте взбодрить человека, разбудить в нем желание действовать, что-то менять: «Ну, ты что здесь маленькой притворяешься?!!! Давай! Включай мозги! Уверена, у тебя получится! Действуй!» Этот прием, с одной стороны подстраховывает вас от возможных претензий со стороны жертвы, а с другой, позволяет реально помочь близкому вам человеку тем, что ему действительно нужно – своей энергетикой!

3. Перевод стрелок. Если жертва требует от вас решения своей проблемы, то можно мягко дать ей понять, что она обратилась не по адресу и перевести стрелки на другого человека, который лучше, чем вы, подходит на роль «спасителя» в этой ситуации. «Знаете что, попробуйте сходить к семейному психотерапевту». Здесь очень важно переводить стрелки аккуратно, то есть на правильных людей.

4. Косвенные советы. Обычный совет нередко воспринимается как прямое указание к действию, что дает потом Жертве моральное право обвинить вас в неудаче. Косвенный совет – это просто дополнительная информация, оформленная в виде истории из жизни других людей, на основе которой жертве самой необходимо принять решение: «А вот Ивановы, когда их младший начал хулиганить, ремнем его начали воспитывать. И помогло. Не уверены, что это самое лучшее решение, но если вам кажется, что оно сработает, то попробуйте».

5. Заключение договора о распределении ответственности. Прием, который традиционно используется в бизнесе: заключается контракт, в котором четко прописана ответственность каждой стороны. Заключая договор о распределении ответственности, вы четко даете понять Жертве, что вы помогаете ей только в том объеме, который указан в контракте. Оставшуюся работу для достижения результата, вы возвращаете на плечи Жертвы, заставляя ее саму, активно участвовать в решении проблемы.

Следует помнить, что «треугольник Карпмана» - это только модель. И как всякая модель, она описывает реальность только приблизительно. Иногда люди просят вашего совета вовсе не потому, что хотят повесить на вас ответственность за результат, а потому что им нужна дополнительная информация.

Однако исследуемый треугольник является архетипичной формой взаимодействия людей на различных уровнях общения. Он существует много столетий, а значит сохранение такой тройственности необходимо. Она способна удовлетворять определенные потребности людей, несет пользу. Не удивительно потому, что треугольник играет в СМИ существенную роль. Ему принадлежит ряд важных функций:

1. Треугольник – источник информации (повод к созданию материала). Журналист, обнаружив естественный треугольник, сообщает о его существовании, если он типичен, но показателен, либо необычен и интересен;

2. Треугольник – способ добывания информации. С помощью отношений «жертва – агрессор – спаситель» журналист способен получить необходимую информацию. Для этого он создает искусственную тройственность (сталкивает потенциальных Агрессора и Жертву), либо достраивает её, если агрессор или жертва уже были. При этом журналист необязательно вступает в роли Спасителя. Она может принадлежать другому субъекту;

3. Треугольник – метод построения (организации) материала. Подача материала в СМИ может осуществляться в форме троичности. На такой основе строятся сценарии некоторых телепередач, ток-шоу и т.д. Функции Агрессора и Жертвы (противостоящих сторон) выполняют, как правило, приглашенные люди (группы людей), несогласные по какому-либо вопросу. Роль равновесной силы (Спасителя) при этом обычно принадлежит журналисту.

Интенсивно проявляется треугольник в телепрограммах игрового плана, построенных на общении. Сущность любой игровой передачи предполагает наличие соперничества участников в борьбе за вознаграждение. А поскольку есть противостояние, то возникновение конфликта неизбежно. Часто такие конфликтные ситуации принимают форму треугольника ЖАС, где роль главного регулятора (Спасителя) отводится ведущему. Он следит за тем, чтобы противостояние между участниками не вылилось в форму открытого столкновения.

Оригинально и многообразно тройственность реализуется в исследовательских и аналитических передачах. В этом можно убедиться на материале анализа такой программы как «Свобода слова». Предметом обсуждения в программе может быть любой из актуальных вопросов. Главное – наличие двух сторон, представляющих противоположные мнения. При этом одна из них занимает часто более решительные позиции по отношению к другой. Общую атмосферу, складывающуюся на передаче, обычно можно охарактеризовать как здоровое, разумное сотрудничество. Однако личностные качества участников (противоположных сторон) могут создавать обстановку сильного эмоционального напряжения. При этом один в большей или меньшей степени будет превалировать над другим.

В данном случае только одна контрольная точка имеет постоянного обладателя. Это позиция С, принадлежащая ведущему. Лавируя между соперниками, он не всегда склоняется на сторону Ж. Эту роль и противоположную ей (А) в процессе всего спора по очереди могут занимать оба участника. Только в некоторых случаях следует говорить о преобладании характеристик А или Ж у каждого из них.

Поведение участников зависит от трех основных факторов: 1) рассматриваемого вопроса; 2) темперамента и других качеств личности участников; 3) твердости занимаемой позиции. Постоянная смена транзакций характерна для эмоционального, идейного спора. Поскольку зафиксированности контрольных точек нет, то относительно подвижными могут быть и А, и Ж. Причем соперники часто просто меняют позиции в треугольнике: «жертва» в ответ на нападки оппонента становится агрессором и наоборот. С не имеет склонности смещаться в сторону других контрольных точек. Однако ведущий – все же маятник между противоположными позициями. Он контактирует с двумя попеременно, но при этом ничью точку зрения не поддерживает.

Журналист – на стороне истины, справедливости, интересов аудитории. Он отвечает за сохранение мирных отношений в студии. При этом ведущий может защищать наиболее «атакуемого» участника, не поддерживая его мнения. Таким образом, он играет организующую, гармонизирующую роль, что позволяет развернуть обсуждаемую проблему в интересующем его русле.

Для передач, где журналист создает ситуацию спора, возникновение стабильного треугольника – явление типичное. Особенностью оказалось то, что у А и Ж нет одного представителя. Эти позиции часто занимают группы лиц, даже активная часть аудитории.

Несколько по-иному реализуется треугольник в телерепортажах, особенно – в специальных репортажах. Специальный репортаж предполагает постановку одной проблемы, вокруг которой и разворачиваются основные события материала. В нём обязательно представлены две противоположные позиции (односторонность исключается). В центре авторского замысла один, но имеющий большую значимость конфликт – чаще всего из социальной сферы (это есть тема, затрагиваемая в нём, интересная основному большинству аудитории).

В своих материалах журналист либо использует уже существующий треугольник, либо достраивает его. Однако в спецрепортаже автор не может выступать только в роли пассивного наблюдателя. Он обязательно выражает личную позицию (открыто, либо через эпитеты, реплики), поддерживая при этом какую-то из контрольных точек. Или выступая в качестве участника исследуемой тройственности.

Примером последнего является репортаж А. Мамонтова «Возвращение». Конфликт, представленный в репортаже, носит характер открытого столкновения. Жертвы – обычные жители Латвии, которых выгоняют из давно обжитых квартир (Ж). Агрессоры (А) – новоиспеченные наследники бывших владельцев данной собственности. Однако жертвы не пассивны. Многие из них оказывают сопротивление. Например, семья Ширшиных неоднократно обращалась в суд, в международные инстанции, но и это не спасло их от выселения.

Автор дает возможность «агрессорам» высказать свою точку зрения. Они считают, что «жертвы» сами виноваты в сложившемся положении, так как не выкупают жильё. А сами владельцы ничем им помочь не могут. Ни о какой поддержке со стороны власть предержащих здесь и речи быть не может, а правоохранительные органы помогают вновь объявившимся собственникам вступить во владение имуществом пусть даже путём силового изгнания из его пределов уже бывших жильцов.

Единственной стороной, способной выступить в защиту, является журналист. Он «достраивает» существующий конфликт до треугольника и выполняет роль «спасителя». Автор апеллирует к разуму и к чувствам аудитории, доказывая абсурдность складывающейся в Латвии ситуации.

Подобный метод подачи материала в форме достраиваемого треугольника весьма характерен. Необычно здесь воплощение главной идеи таким образом, что содержание преобладает над композиционными конструкциями.

 

6.2.2. Основные стили общения в журналистике

 

В зависимости от того, какую из трех ролей выбирает журналист, он может в целом продуцировать один из основных стилей общения – ритуальный, манипулятивный или гуманистический. И это – еще одна форма тройственности в области коммуникации.

Ритуальный стиль (я-центрация) основан на поддержании связи с социумом. Партнер воспринимается как атрибут общения, его присутствие необходимо лишь в рамках ритуала (например, дарение подарков на передаче «Поле чудес»). Цель такого общения – не изменение другого, не воздействие на него, а утверждение себя. Самопрезентация. Подобное поведение характерно для телекорреспондентов, которые, попадая на место события, с деловым видом расталкивают всех и вся, бесцеремонно подходят к человеку, берут интервью и не попрощавшись, внося сумятицу в мероприятие, с демонстративным видом уходят. Обижаться на них не стоит: это их единственный способ доказать миру, что они что-то значат, во многом раскрывающий низкую самооценку. Журналисты с высоким уровнем интеллекта, зарекомендовавшие себя как интересные личности, отторгают такой стиль общения.

Ритуалы ведут себя, подчиняясь жанру, и если сломить такой сценарий поведения и утвердить другой, они тоже будут вести себя по-иному – например, в манере светской беседы.

Манипулятивный стиль (другой-центрация) преследует цель достижения влияния. Вместо истинного образа журналист предлагает партнеру стереотип, который считает выгодным в данный момент. Стиль основан на таком качестве, как нарциссизм.

Гуманистический стиль (другой-интеграция) предполагает личностное общение, где источник информации занимает для журналиста существенное место. Цели гибко меняются. Ожидаемый результат такого общения – прогресс в общих представлениях о событии. Основной механизм воздействия – суггестия.

В работе журналиста на всех этапах он может выбирать разные стили общения, и чем мобильнее будет журналист в этом отношении, тем эффективнее будет его деятельность.

 

6.2.3. Трансакционная тройственность в журналистике

 

То же с оговоркой можно отнести к еще одной форме коммуникативной тройственности, связываемой обычно с трансактным анализом. В соответствии с теорией трансакций мы все в общении принимаем на себя одно из трех возможных состояний:

1. Родитель – фигура доминирующая, управляющая, категоричная. Смотрит на партнера по общению сверху вниз. Ему все ясно, его не мучают вопросы и сомнения. Ярче всего его характеризуют фразы: «Я не позволю», «Неужели трудно просто сделать так, как я сказал», «Я против», «Вы все неправильно поняли», «Вы обязаны», «Нельзя», «Ни в коем случае!» «Как вам не стыдно» и т.п.

2. Взрослый – фигура любопытствующая, интересующаяся, интеллектуальная, независимая, рассматривающая все с точки зрения пользы и вреда. Употребляет выражения «Объясните, пожалуйста», «Давайте подумаем», «А что, если мы сделаем так», «А вы бы как поступили?», «Извините, я, видимо, неправильно объяснил. На самом деле…» и т.п.

3. Дитя – фигура эмоциональная, оперирующая понятиями «хочу» и «нравится», очень непосредственная. Ее характеризуют фразы «Превосходно!» «Хочу!» «Надоело!» «Осточертело!» «Пропади оно все пропадом!» «Нет, вы просто восхитительны», «Ни за что не соглашусь» «Зачем это все надо» «Когда все это кончится».

В случае параллельных трансакций ситуации обычно выстраиваются довольно прозрачно. По линии В-В, Р-Р, Д-Д мы обмениваемся информацией: по линии В-В работаем, по линии Д-Д любим, развлекаемся, по линии Р-Р сплетничаем. Все эти трансакции ярко проявляются в ситуации интервьюирования и в диалоговых передачах на радио и телевидении. Здесь конфликта не предвидится, общение протекает ненапряженно.

Другой вариант параллельных трансакций – Р-Д (ситуация опеки, заботы, подавления) и Д-Р (ситуация беспомощности, каприза, восхищения). И эти трансакции нередко характеризуют работу журналиста с источником информации. Гораздо менее желательны они в эфире, поскольку отчасти унижают одного из партнеров. Тем не менее, при совпадении векторов эти варианты неконфликтны.

Но нередко в общении мы продуцируем перекрещивающиеся трансакции, когда одни выстраивает модель, например, по принципу В-В, а другой партнер по принципу Р-Д. Скажем, журналист пытается общаться с гостем в студии как взрослый со взрослым, а гость явно стремится к доминирующей позиции. Здесь уже возникает напряжение и возможен конфликт.

Иногда знание трансакций используется журналистами как прием. Не случайно один из известных в свое время интервьюеров – Урмас Отт, - ломал матрицу трансакций в середине интервью и выбирал наступательную тактику. Это заставляло собеседника «встрепенуться» и оживляло интервью. Подобный прием уместен в случае, если и вас, и партнера по общению отличает такое качество, как психологическая гибкость. В противном случае беседа может выйти из-под контроля.

Начинающему же журналисту можно посоветовать как можно более активно осваивать позицию взрослого. Для этого нужно стать чувствительным к сигналам Родителя и Дитя, которые часто работают в автоматическом режиме. Старайтесь часто задавать себе вопросы «Правда ли это?» «Это единственный вариант?» «Применимо ли это?» «Откуда это?».

Следующий шаг – вывести на позицию взрослого вашего собеседника. Это сделать сложнее. Важнее всего здесь указать человеку на сложность любой обсуждаемой проблемы. Например, руководитель говорит вам: «Сделайте это без разговоров!» (Р-Д). Вы отвечаете: «Хорошо. Как это лучше сделать?» (В-В). «Сами разбирайтесь!» (Р-Д). «К сожалению, у меня нет вашего опыта. Возможно, моя идея имеет альтернативу. Мне нужна помощь руководителя» (В-В). Как правило, две-три амортизации настраивают на конструктивный диалог.

В случае, если журналисту удалось сформировать эффективное поле общения, он получит ответную психологическую реакцию в виде потребности в общении со стороны информатора, аудитории, коллег по работе. Последняя внешне проявляется в первую очередь в стремлении быть ближе к объекту симпатии. Проще говоря, если вы видите, что человек приблизился к вам, стремится сесть или встать ближе, хочет продолжать общение, - это почти наверняка (в отсутствии других, корыстных причин) означает, что вы ему симпатичны.

 

6.3. Отношение «журналист - источник информации»

 

Общение с источником информации – важная часть работы журналиста. От первой встречи зависит и характер самой информации, и возможное дальнейшее сотрудничество с респондентом, а потому в общении с информаторами журналисту могут пригодиться навыки ведения пилотной встречи – то есть встречи, направленной на сбор предварительных данных.

6.3.1. Правила пилотной встречи

 

Иерархия целей пилотной встречи выглядит таким образом:

1. Сбор базовой информации о человеке;

2. Фиксация ощущения легкой заинтересованности в себе у собеседника;

3. Четкая фиксация информации о человеке;

4. Создание повода для будущей встречи.

Основные правила пилотной встречи:

1. Длительность встречи – около 45 минут, но не более часа;

2. На пилотной, первой встрече нужно избегать яркости;

3. Место встречи – это либо своя, либо чужая территория. Запрещается нейтральная территория. На своей территории можно использовать аксессуары, провоцирующие на разговор (предложить чай, например). На чужой территории ваш собеседник вынужден демонстрировать гостеприимство, и в этом тоже плюс;

4. Если вы неуверенны в себе, назначайте встречу на чужой территории;

5. Самая высокая энергетика не должна быть на прощании. А оно, в свою очередь, должно быть построено на комплименте и осуществляться со сменой интонации;

6. Используйте правила приписывания удачной мысли («Как Вы правильно заметили,…);

7. Используйте правило «правильного» взгляда (смотрите в глаза, но не постоянно, а преимущественно когда говорите Вы. Помните: деловой интерес подчеркивается фокусировкой взгляда на треугольнике, образованном центром лба и зрачками, а личный интерес проявляется в разглядывании треугольника, образованного зрачками и губами человека);

8. Правило топонимики гласит: называйте человека по имени сразу же и как можно чаще;

9. Не демонстрируйте интеллект. Сократите время Вашего монолога;

10. Не говорите о себе без крайней нужды. В центре внимания – собеседник;

11. Не допускайте паузы более 10 секунд;

12. Старайтесь смоделировать пространство таким образом, чтобы за спиной собеседника никого не было;

13. Учитывайте дистанцию (оптимально – 180 см, но не более 270 см);

14. Старайтесь приближаться к человеку несколько сбоку. Фронтальное приближение спереди или сзади вызывает дискомфорт;

15. Если вам приходится беседовать стоя, не увеличивайте расстояние более 120 см.

Эти принципы и правила могут быть полезны в ситуации интервью или при подготовке к нему.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психология журналистики

А.М. Шестерина.. психология журналистики.. учебное пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Треугольники» общения

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От автора
Колеса стерты, спицы гнут круги. Уставших нет, есть тысячи ходивших. Молитвы выучены и стихи Написаны. Прочитаны, но тише Чем наставленья. Мосты обрушен

Психологический компонент основных функций СМИ
В глобальном информационном пространстве возникла новая медиареальность, так сказать, психологическая terra incognita. Е.П. Пронин Средства массовой информации сегодня все чаще пр

Личностные и общественные ценности в журналистике
Песнь свободы не споешь под чужую дудку. С.Е. Лец   Деятельность СМИ активно пересекается с комплексом ценностей человека и общества, поскольку, с одной стороны, нац

Особенности участия СМИ в удовлетворении потребностей аудитории
В действительности все не так, как на самом деле. С.Е. Лец   По мнению Л.Г. Свитич, «основной порождающий источник информации – потребность в ней как социальная нужд

Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
Способность дифференцировать субъективную и объективную реальность /…/ для репортера – проблема профпригодности. Для аудитории – это проблема защиты своих прав, а для общества – просто вопрос выжив

Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого. Козьма Прутков   СМИ создают медиареальность ежедневно.

Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
Социальную информацию мы приобретаем в основном как результат двух процессов – восприятия и познания. Безусловно, большая часть социальной информации – результат восприятия. Однако если мы обратимс

Категоризация
  Самым общим способом работы с соци­альной информацией, по мнению профессора Г.М.Андреевой[34], является процесс категоризации, то есть отнесе­ния каждого нового вос

Эвристика
Эвристика обозначает сокра­щение или правило произвола, применяемое нами для того, что­бы высказать суждение, для которого имеем недостаточную или неопределенную информацию.

Внимание
Любая информация, и создаваемая журналистами в том числе, воспринимается в соответствии с некоторыми общими законами. Обработка информации начинается с эффекта раздражения одного или нескольких чув

Кодирование
  Кодирование - такая работа с информацией, когда в ней распознается определенный смысл. Это возможно при условии, когда информация как-то организуется: лишь при этом

Хранение
  Как известно, выделяются три системы хранения информации: сенсорная память, краткосрочная память и долгосрочная память. В сенсорной памяти информация подве

Воспроизведение информации
  Воспроизведение информации — чрезвычайно от­ветственный этап всего процесса, поскольку именно он связывает когнитивный процесс с поведением, с актуальным действием

Где Fi – индекс, Nws – среднее число слов в предложении, Nwt – среднее число слов длиной 3 и более слогов, приходящееся на одно предложение текста
Чем меньше значение индекса, тем читабельнее текст, тем лучше воспринимается смысл текста аудиторией. Многие исследователи также отмечают, что для нормального восприятия текста мак

Психологические направления создания медиатекста
По сути к медиа-текстам относятся все явления массовой культу­ры. Можно привести пример из избирательной кампании Б. Ельцина, когда в ходе ее планировались та­кие события, от которых не могли бы от

Конструирование позитива
  Первое направление сопряжено с целым рядом профессиональных сложностей. Прежде всего, позитивная новость нередко переходит через барьер естественных пределов человеческого восприяти

Конструирование негатива
  СМИ «хорошо» реагируют на отрицательные события, даже происходящие очень далеко. Причем реагирование на них таково, как будто это касается непосредственно нас. И это не случайно: пс

Текст как способ организации смысла
  Компоненты текста имеют разное происхождение. Автор, аудитория, предмет и средство коммуникации как неопределенные, неявные друг для друга, выявляются в процессе развертывания смысл

Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
Веками длится монолог человека с человеком. С.Е. Лец   Под медиавосприятием («mediation», «perception of media») мы будем понимать восприятие «медиа

Уровни и барьеры медиавосприятия
  В зависимости от сочетания и степени развитости показателей выделяют несколько уровней медиавосприятия: 1. Уровень первичной идентификации

Искажающие факторы медиавосприятия
  Один из мощных искажающих факторов, не всегда осознаваемых нами на обыденном уровне, - цвет. Какие цветовые доминанты наблюдаются в современной журналистике? Яркие

Эффекты восприятия медиаинформации
  Все обозначенные выше особенности медиавосприятия порождают различные эффекты. Прежде всего, репортажи и статьи влияют на наше знание данной темы. Например, Браун и

Принципы психологической компетентности журналиста
  Что можно противопоставить такой статистике? Согласно психологическим исследованиям, информационное воздействие приобретает патогенный характер в масштабах охваченной им аудитории в

Массово-информационных текстов
Л.Н. Толстой в свое время так ответил на вопрос о природе искусства: «Вызвать в себе раз испытанное чувство, и вызвав его в себе, посредством движений, линий, звуков, образов, выраженных словами, п

Аудиторный фактор воздействия сообщений
Многие произведения искусства были созданы не только потому, что такова была потребность творца, но и потому, что такова была потребность читателя, зрителя, слушателя. Процесс творчества, и журнали

Факт неоднородности медиавоздействия
  В 1960 году Клэппер пришел к выводу, что возможности СМК определять жизнь членов аудитории на самом деле невелики и зависят подчас от мало контролируемых причин. Действительно, при

Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
  Самым важным, пожалуй, отличием разных каналов СМИ является воздействие на различные каналы восприятия человека. Как известно, СМИ на настоящем этапе могут затрагивать следующие мех

Гендерный фактор медиавоздействия
Исследователи сходятся сегодня в представлении о том, что отличия информационного и коммуникативного поведения между мужчиной и женщиной преимущественно можно объяснить с позиции реализуемой ими со

Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
В схватке идей гибнут люди. С.Е. Лец Эффекты воздействия массовой информации могут быть позитивными и негативными. Первый случай наблюдается тогда, когда информация создает благоп

Формирование установки и информационное давление
Прежде всего, психологи выяснили, что любая информация создает у человека социально-психологическую установку – то есть психологическую готовность к определенным действиям, реакциям, поступкам[97].

Манипулирование
Когда говорят о манипуляции, часто используют два понятия – «общественное мнение» и «массовое сознание». Общественное мнение – категория весьма неоднозначная. Изучается в основном в рамках социолог

Мифологизация
По мнению В.Ф. Олешко, «средства массовой информации с момента своего появления занимались созданием символов или даже мифотворчеством»[109]. Этот процесс, впрочем, не сфокусирован только на деятел

Технология игрореализации
Современный этап развития общества заставляет нас снова и снова возвращаться к категории игры, театрализации, постановочности, спектакля. И в оценке журналистского творчества мы все чаще склонны об

Эпатажность
Эпатажность журналистики – не свойство собственно журналистики. Пожалуй, можно сказать, что это – свойство любого массового зрелища, к которому журналистика преимущественно относится (особенно теле

Полемичность
  Средства массовой информации сегодня являются ключевым звеном формирования общественного мнения. И хотя приоритет в этом отношении отдается телевидению, пресса также принимает участ

Личность журналиста: особенности и типологии
    Недостаток знания о людях – это не пустая, а главная угроза жизни. Недостаток знаний о личности, возможно, является стержневым вопросом, который наиболее важен для н

Личность в процессе журналистской деятельности
  Специфичность мира журналистики не ставится сегодня под сомнение и лишь утрируется в эпоху информационного бума и глобализации. Л.Г. Свитич утверждает, что «внутренние парадоксы жур

Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
  Одинакового набора качеств у двух разных людей нет и быть не может, но психологам удалось выделить типы личности, параметры которых имеют достаточно прозрачные психологические харак

Долженствовательная сфера личности журналиста
Журналист как человек, причем человек, вовлеченный в активное социальное общение, выстраивает свою деятельность не только исходя из заданных от рождений качеств или черт личности, сформировавшихся

Процесс формирования идентичности и медиасфера
  Что означает слово «идентичность»? Словарное его толкова­ние — «тождественность», «одинаковость в чем-то». Психолог Э. Эриксон обозначает им «твердо усвоенный и лич

Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
  Тот факт, что жизненная позиция интегрирует в себе установ­ки на самореализацию личности в самых разных направлениях, дает основания рассматривать это понятие как общее, родовое для

Профессиональный долг журналиста
Слово «долг» в обыденном употреблении несет в себе отчет­ливое указание на определенную зависимость: «должен» бывает обязательно кто-то кому-то, «долг» всегда — кого-то перед кем-т

Понятие профессионального имиджа журналиста
Попыток дать определение имиджу не перечесть и большинство из них имеют право на существование. Часто различия в определении кроются в тех функциях имиджа, которые активизирует какая-либо сфера жиз

Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
  Существуют и другие подходы к пониманию природы имиджа. Для русской физиогномики XIX века было характерно равенство между понятием imadge и visage (внешность). Расп

Компоненты имиджа
  Имидж проявляется на многих уровнях: 1. Взгляд. Важное значение имеет контакт глаз (в обычном общении он занимает 20-40% времени контакта). Лев Толс

Имидж в работе журналиста
  В имидже есть внутренняя сторона (пассивный, потенциальный имидж) и внешняя сторона - чисто игровые моменты, которые активизируются в зависимости от ситуации. В связи с этим необход

Теории творчества
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В философском энциклопедическом словаре понятие «творчество» определяется широко как деятел

Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
«…Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить. Идеальной представляется им работа, не предъявляющая никаких требований к творческому инстинкту… Установление определенного круга

Дивергентное мышление

Этапы творческого процесса
  Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (актов, ступеней, фаз, моментов, этапов и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авт

Роль воображения в журналистском творчестве
  До сих пор мы рассматривали творчество как самостоятельный процесс. Однако творчество существует лишь в человеческом обществе. Зачем оно человеку? Существует огромное колич

Функции воображения в журналистском творчестве
  В наше время, как и на всех этапах развития журналистики, воображение призвано выполнять весьма важные и разнообразные функции в границах публицистического т

Виды воображения
  Немаловажную роль в стимулировании читательского воображения играет и вариотизация его видов. В современной журналистской практике очевидно выражены несколько видоввообра

Методы активизации творческого процесса
  Прежде всего, необходимо оговориться, что развитие творческих способностей человека – спонтанное ли, целенаправленное ли, - так или иначе происходит в соответствии с общими законами

Техники стимулирования творческих способностей
  Эти три закона реализуются на всех этапах творческого процесса, и обращение к ним определяет направления развития творческих способностей журналиста. Так, на этапе восприяти

Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
  Для того чтобы все эти процессы были возможными, внутри человека должна быть какая-то пружина которая делает поглощение информации событием не только полезным, но приятным именно че

Психологические основы журналистского общения
  Общение необходимо любому человеку, как воздух. Попытайтесь представить себе картину, когда вы сидите в концертном зале, и вместе с вами на концерте присутствуют 2-3 человека. А теп

Важность общения
  Почему в своей жизни, и особенно деятельности человек стремится к групповой самореализации? Вопрос, несмотря на высокую степень разработанности, не получил еще четкого ответа. Иссле

Виды общения в журналистике
  Вся работа журналиста проходит в общении. Иногда можно даже услышать мнение, что журналистская деятельность по большей части и есть общение – мнение с научной точки зрения ошибочное

Фазы и направления общения журналиста
  Как и в любом другом поведенческом акте, в общении журналист проходит через четыре основные фазы: 1. Взаимонаправленности (побужден

Виды интервью и формы вопросов
  Для отечественных источников, изданных до начала 1990-х годов, характерно разделять все виды интервью по технике проведения на, с одной стороны, свободные, нестандартизованные, нефо

Психологические особенности подготовки к интервью
  Подготовку к интервьюированию принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой понимается подготовка к интервьюированию вообще, то есть формирование профессиональных к

Психологические особенности начала интервью
  В начале интервью необходимо напомнить о теме и времени интервью. Рекомендуется первые 5 –7 минут отвести установлению контактов. Методы могут быть самыми разными: отзеркаливание, р

Психологические основы завершения интервью
  Главная задача завершающей стадии интервью – сохранить хороший климат общения. А для этого нужно подготовить собеседника к финалу, не обрывать интервью неожиданно. Самый оп

Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
  Редакционный коллектив – объединение ярких творческих индивидуальностей, и здесь без конфликтов не обойтись. По наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их

Конфликты по вертикали
  Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных вообще весьма актуальна и нередко бывает связана с субординационным характером отношений. Существует объективное противоречие ме

Инновационные конфликты
  Конфликт по вертикали часто сопровождается инновационным конфликтом. Само понятие «инновация» рассматривается как «нововведение», значительная новая идея, которая пока не внедряется

Ваш творческий возраст
Отмечайте наиболее подходящие Вам варианты ответа. 1. Вы опаздываете и находитесь неподалеку от автобусной остановки. Подходит автобус. Что вы сделаете: а) побегу, чтобы успеть;

Ваш творческий потенциал
Выберите один из вариантов ответов. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен: а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое

Методика определения уровня воображения
Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отр

Эмпатические способности
Вам предлагаются вопросы, на которые надо ответить "да" или "нет".   1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их х

Взаимоотношения с собеседником
Оцените каждое высказывание по 4-балльной шкале, вспомнив при этом конкретные ситуации. 1. Мой собеседник не упрям и смотрит на вещи широко. 2. Он уважает меня. 3. Обсужд

Ваша коммуникативная установка
Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить "да" или "нет", выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором

Приятно ли с вами общаться?
Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении. 1. Вы любите больше слушать, чем говорить? 2.

Текст опросника
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? 2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацие

Умеете ли вы говорить и слушать?
Пройдите этот тест (так называемый тест Маклени - в честь американского психолога) для того, чтобы наконец выяснить - умеете ли Вы говорить и слушать. Отвечайте "да" или "нет".

Умение слушать
На каждый из вопросов следует дать ответы, которые оцениваются: «почти всегда» — 2 балла; «в большинстве случаев» — 4 балла; «иногда» — 6 баллов; «редко» — 8 баллов; «почти никогда» — 10 баллов.

Тест на независимость
В этом опроснике вопросы имеют несколько вариантов ответов. Необходимо выбрать наиболее подходящий из них. 1. Окончив школу, как вы приняли решение о своей буду­щей профессии и учебе:

Оценка результатов
За выбор варианта ответа «а» испытуемый получает 4 балла.За выбор варианта ответа «б» он получает 2 балла.За выбор варианта ответа «в» он приобретает 0 бал

Тест на оптимизм
В этом тесте необходимо, познакомившись с каждым из сле­дующих 20 суждений, выбрать один из четырех вариантов отве­тов на него, данных ниже соответствующего суждения и обозна­ченных буквами «а», «б

Ключ к методике
В таблице для каждого из 20 суждений и избранного ответа на него указано количество баллов, каким оценивается этот ответ. Таблица   Порядк

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, диффе

Опросник
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да нет 2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
Методика А. Ассингера ("опросник Ассингера [Асингера]") определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов

Конфликтный ли вы человек?
Вы можете оценить себя и предложить другим оценить вас, насколько Вы конфликтны. Для этого в предлагаемой таблице отметьте соответствующую вашей оценке цифру на семибалльной шкале. Соедините отметк

Выход из трудных жизненных ситуаций
Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с журналистской работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпо

Способ перевода ответов, выбранных испытуемым по данной методике, в баллы
Выбранный Порядковый номер суждения ответ

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков. № Жизненные события

Диагностика доминантного полушария
  Как известно, люди различаются по относительному влиянию полушарий мозга. У одних доминирует левое, у других – правое полушарие. Левое считается центром логического, абстрактного и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги