рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Имидж в работе журналиста

Имидж в работе журналиста - раздел Журналистика и СМИ, Психология журналистики   В Имидже Есть Внутренняя Сторона (Пассивный, Потенциальный Им...

 

В имидже есть внутренняя сторона (пассивный, потенциальный имидж) и внешняя сторона - чисто игровые моменты, которые активизируются в зависимости от ситуации. В связи с этим необходимо учитывать отличия в восприятии аудиторией образа мужчины- и женщины-коммуникатора.

Характеристики женщины: постоянно изучает окружающий мир, не признает авторитеты, легко принимает решения, полагается на интуицию, не пропускает ничего необычного, эмоциональна, не концентрируется на том, что не интересует, заигрывает с аудиторией, использует намеки, недосказанность, вместо собственного вывода использует чье-то мнение.

Характеристики мужчины: убежден в своей самоцели, обладает влиянием на людей, стремится действовать единственно верно, хорошо обобщает, демонстрирует, доказывает, полагается только на рациональные решения, трудности стимулируют, прагматик, личные отношения второстепенны, не выносит потерь времени, использует много документальных подтверждений, богато пользуется оценочной лексикой, использует скептические оговорки.

Эти аудиторные представления необходимо учитывать в игре имиджа, которую вы ведете. Необходимо также учитывать и основные имиджи (роли, маски) аудитории – ведь имидж рассматривается нами как средство взаимодействия. Аудитория может выполнять роль статиста, как, например, во многих телепередачах, где зритель присутствует в студии. Она может играть активную роль заявителя, жалобщика, обращаясь к СМИ с запросом. Иногда аудитория использует маску игрока, участвуя в той партии, которую ведет журналист, а иногда – роль информатора, предлагающего новые сведения по теме материала. Значительная часть аудитории выполняет роль оппонента (спорит с теле- или радиоведущим, гостем), судьи, эксперта (скептически и критически воспринимает сообщения СМИ, оценивает их). Но чаще всего аудитория играет роль свидетеля, как бы присутствуя с журналистом на месте события, о котором он рассказывает. Журналист же, в свою очередь, моделирует стиль общения с читателем, зрителем, слушателем в зависимости от того, какова основная роль его «собеседника». Так, например, журналисты многих желтых изданий порой выбирают саркастический тон не только (а иногда и не столько) потому, что он соответствует их природе, но и потому, что их читатель настроены на эту волну.

По роду своей профессии журналист должен владеть многими типами имиджей. Однако специфика его работы заключается в том, что он общается с массовой аудиторией. Следовательно, и защитные (пассивные) компоненты имиджа должны быть более четко отлажены, и активные, позволяющие «достучаться до аудитории» - также.

С профессиональной точки зрения важнее последние. И тут у журналиста выделяются три типа имиджа: утешитель, провокатор, арбитр.

Утешитель (лирик) - журналист-родитель (подчеркивание позиции «Я свой», такой же, как и вы). Например, Владимир Молчанов.

Провокатор (агрессор) - журналист-ребенок (подчеркивание позиции «Я-то знаю, кто вы такой на самом деле») задавание наивных вопросов, наводок. Так часто ведет себя Андрей Малахов.

Арбитр (аналитик) - журналист-взрослый (подчеркивание позиции «Главное - не наши отношения, а поиск истины») Например, Евгений Киселев.

По мнению исследователей, негативно воспринимается аудиторией имидж мессии, продемонстрированный Черкизовым в передаче «Час быка».

Е.И. Пронин и Е.Е. Пронина дают более развернутую классификацию социального имиджа журналиста:

1. По типу контакта: дружеский (ключевая характеристика – привлекательность), авторитарный (динамизм), экспертный (компетентность);

2. По уровню близости: герой (идеальная личность), антигерой (один из нас), мистическая личность (необычный);

3. По функции в процессах социализации: учитель, вожак, кумир, мэтр, командир;

4. По типу текста и парадигме мышления: миротворец, моралист, прагматик, игрок, психоаналитик.[144]

Имидж журналиста выполняет несколько функций. Прежде всего, он позволяет журналисту выделиться, обрести лицо, заявить о себе еще до момента информирования, а потом руководить восприятием информации. Далее, он позволяет акцентировать внимание аудитории на необходимых в конкретной ситуации качествах личности. Наконец, он позволяет установить тесный контакт с конкретной целевой аудиторией.

В обычной ситуации общения эти роли, как правило, перемежаются. И поскольку имидж – это результат общения двух сторон, мы выбираем его относительно конкретного человека (например, газетчик может менять имидж в зависимости от особенностей интервьюируемого им респондента). Однако на экране телевизора, например, ведущий традиционно придерживается одного имиджа хотя бы в рамках одной программы. И здесь большое значение имеет так называемая харизматическая модель коммуникации. Американский исследователь Дж. Голхабер, например, установил, что успех телепередачи во многом зависит от того, обладает ли харизмой личность, ее ведущая. Анализ же ток-шоу позволяет говорить о том, что аудитория в большей степени фиксирует поведение ведущего в студии, нежели конкретные факты по обсуждаемой проблеме.

Термин «харизма» происходит от греческого charisma – подарок, наделение личности свойствами, вызывающими преклонение перед ней и безоговорочную веру в ее возможности. По нению Вебера, харизма – это качество личности, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхъестественными, сверхчеловеческими или по меньшей мере особыми силами и свойствами, недоступными другим людям. Она рассматривается как образец. Феномен харизмы характерен, прежде всего, для социальных групп, склонных персонифицировать свои идеалы в процессе сплочения.

Основная черта, объединяющая всех харизматических деятелей, – активность, пассионарность (то есть, по Л.Н. Гумилеву, способность и стремление к изменению окружения). Харизматичная личность – это всегда лидер. Психологами же замечено, что чаще всего именно лидер начинает действовать как бы против своих интересов, отстаивая интересы коллектива.

Сегодня исследователи обозначают основные признаки или модели формирования харизматичности:

1. «Чужак». Человек неизвестный, новых, пришедший со стороны. Он неизвестен, не изучен, непонятен, и уже в силу этого к нему надо присматриваться, прислушиваться[145]. Такой вариант проявления харизматичности нередко подчеркивается эмонативно-эриматическим поведением (то есть человек появляется со своей идеей и неожиданно уходит, исчезает, оставив любопытствующих не до конца удовлетворенными). Понятно, что журналист, эпизодически взаимодействующий с людьми и выходящий к ним с новостной, актуальной информацией. Имеет все возможности к реализации этого механизма формирования харизматичности;

2. «Странный». Человек, имеющий психические или физические дефекты. Исследователи замечали, что многие харизматические личности имели какие-то физические странности. По всей видимости, такие особенности приковывают непроизвольное внимание человека.[146] Но в СМИ чаще можно встретить харизматические личности с особенностями психологического свойства. Так, большинство харизматиков можно отнести в каком-то плане к людям, демонстрирующим мономаниакальность – то есть к людям, подчиненным одной идее, одной линии действия. В ситуации прямого общения это провоцируется параноидальной фокусировкой на достижении цели.[147] Причем, с присущим харизматику фанатизмом, человек уверен в том, что ничто не сможет ему помешать. А отсюда – внутренняя уверенность, спокойствие (даже «пофигизм»). В сочетании с целеустремленностью это воздействует подобно влиянию родителя на ребенка – воспроизводится та же модель. Если сравнить этот параметр с особенностями личности журналиста, то окажется. Что среди журналистов многие соответствуют признаку. Они сосредоточены на одной теме и уверены в том, что делают свое дело. Риск, который всегда сопровождает творческий процесс, формирует видимую остальным целеустремленность. Отметим: харизматичностью обладают не «всеядные» журналисты, а как правило, именно те, кто «глубоко копает» свою тему;

3. «Шут». Человек карнавала, человек притворства, эпатирующий всех и вся. Его характеризует экстравертная агрессивность, динамичное поведение, ораторское мастерство. Он всякий раз ярок, необычен. Это – шоумен, умеющий увлечь своих зрителей. Очевидно, что таких людей много на телевидении – особенно в его развлекательном секторе.

Конечно, каждый журналист отличается от другого по харизматическому охвату и харизматической нише, но все же в той или иной степени каждому представителю публичной сферы деятельности в журналистике предоставляется огромный потенциал самого контента для формирования харизмы. Именно СМИ нередко открывают в человеке черты харизматической личности. И харизматик на экране может не обладать такими же качествами в жизни.

Сегодня исследователи телевидения выделяют три типа харизматических личностей, соотносящихся с моделями их формирования:

1. Герой. Отличается агрессивной формой поведения. Смел, настойчив, безапелляционен, но при этом говорит именно то, что хочет услышать зритель. Образ идеализируется до уровня недостижимого идеала.

2. Антигерой. Простой человек, один из нас, но по важному в контексте передачи параметру чуть лучше среднего представителя аудитории. Он воспринимается как свой и одновременно как тот, на кого мы можем равняться. Это вполне достижимый идеал.

3. Мистическая личность – внешне чуждый зрителю, отстраненный, без предыстории, необычен, непонятен, непредсказуем, переменчив.

Как видим, все эти образы вполне соотносятся с понятием архетипа. И действительно, обладание архетепическими свойствами делает в наших глазах человека более значимым и авторитетным. Харизма может передаваться посредством наделения символическим значением какого-либо предмета (премия Тэффи), акта наделения ею (процедура вручения), «подключением» к харизматичной личности.

 

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

1.Дайте определение категории «личность» и назовите основные критерии зрелой личности.

2.Какие парадоксы журналистской профессии и в какой степени предопределяют особенности личности журналиста?

3.Какие качества отличают «среднюю» личность журналиста различных типов СМИ?

4.В чем реализуется долженствовательная сфера личности журналиста?

5.Дайте наиболее точное с вашей точки зрения определение имиджа.

6.Каков «базовый» набор имиджей?

 

 

ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Определите тип имиджа и основные его составляющие у известного вам журналиста. Какие функции реализует этот имидж?

2. Можно ли провести прямую параллель между гением и безумием? Обоснуйте свою точку зрения.

3. Сравните имидж нескольких журналистов по одному из параметров (смысл речи, интонация, пауза, взгляд, мимика, жесты и т.п.). Какова роль одного из параметров имиджа в формировании целостного образа человека?

4. Попробуйте скорректировать образ известного телеведущего, заменив один из параметров имиджа. Что произойдет? Какой, по вашему мнению, будет реакция аудитории?

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ:

1. Сопоставительный анализ подходов к определению личности: междисциплинарный аспект.

2. Игровой компонент имиджа телеведущего

3. Креативная составляющая личности журналиста.

4. Определение имиджа: сравнительный анализ подходов

5. Харизматическая личность: природа явления.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Абдульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности / К.А. Абдульханова-Славская. - М. : Наука, 1980.

Андреева М.К. Психологический анализ профессионально-важных качество творческих работников телевидения / М.К. Андреева, Л.В. Матвеева, Н.Б. Шкопоров. - М., 1991.

Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М., 1986.

Бехтерев Н.А. Физиология типов / Н.А. Бехтерев. - М., 1924.

Браун Л. Имидж - путь к успеху / Л. Браун. - С-Пб., 1996.Бугрим В.В. Понятие и специфика имиджа. Журналистика ХХ века: эволюция и проблемы / В.В. Бугрим. - СПб., 1996.Бурно М.Е. Сила слабых / М.Е. Бурно. - М.: Прогресс, 1999.Бухарцев Р.Г. Творческий потенциал журналиста / Р.Г. Бухарцев. - М. : Мысль, 1985.Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М. : МГУ, 1990.

Войнцванг П. Десять заповедей творческой личности / П. Войнцванг. - М. : Репринт, 1992.

Головаха Е.И. Психологическое время личности / Е.И. Головаха, А.А. Кроник. - Киев, 1984.

Гуревич П.С. Приключения имиджа : Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С. Гуревич. - М., 1991.

Дзялошинский И.М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху: Некоторые особенности личности и профессиональной деятельности / И.М. Дзялошинский. - М. : Восток, 1996.

Журналист: социологические и социопсихологические исследования /Под ред. Л.Г.Свитич, А.А.Ширяевой. - М. : Изд-во МГУ, 1994.

Кузин В.И. Психологическая культура журналиста/ В.И.Кузин. СПб: СПбГУ, 2004.

Леонтьев А.А. Психолингвистика / А.А. Леонтьев. - Л., 1967.

Матвеева Л.В. Психология телевизионной коммуникации / Л.В. Матвеева, Т.Я. Аникеева, Ю.В. Мочалова. - М.: РИП-холдинг, 2002.

Мельник Г.С. Общение в журналистике. Секреты мастерства / Г.С. Мельник. - СПб, Нижний Новгород, Воронеж, Ростов-на-Дону, Екатеринбург, Самара, Новосибирск, Киев, Харьков, Минск : Харвест, 2005.

Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром / С.А. Муратов. - М. : Аспект Пресс, 2003.

Панкратов В.Н. Психотехнология управления собой / В.Н. Панкратов. - М., 2000.

Петренко В.Ф. Основы психосемантики / В.Ф. Петренко. - Смоленск, 1997.

Почепцов Г.Г. Имидж : от фараонов до президентов. Строительство воображаемых миров в мифе, сказке, анекдоте, рекламе, пропаганде и паблик рилейшнз / Г.Г. Почепцов. - Киев, 1997.

Психология и психоанализ характера. Хрестоматия. - М., 2000.

Психология самосознания. Хрестоматия. - М., 2000.

Румянцева В. Лидер : опыт изучения психологии неформального лидерства / В. Румянцева. - СПб, 1996.Самосознание и защитные механизмы личности. Хрестоматия. - М., 2000.Свитич Л.Г. Профессия : журналист / Л.Г. Свитич. - М., 1996.

Свитич Л.Г. Феномен журнализма / Л.Г. Свитич. - М.: Факультет журналистики МГУ, 2000.

Столяренко Л.Д. Основы психологии. Практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д, 2006.

Федоров И.А. Имидж как способ программирования поведения людей / И.А. Федоров. - Рязань, 1997.

Хьелл Л.Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер. - СПб., 2006.

Шепель В.М. Секреты личного обаяния: Имиджелогия / В.М. Шепель. - М. : Интел, 1994.

Шнейдер Л.Б. Тренинг профессиональной идентичности / Л.Б. Шнейдер. - М., 2001.

 

 


– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психология журналистики

А.М. Шестерина.. психология журналистики.. учебное пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Имидж в работе журналиста

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От автора
Колеса стерты, спицы гнут круги. Уставших нет, есть тысячи ходивших. Молитвы выучены и стихи Написаны. Прочитаны, но тише Чем наставленья. Мосты обрушен

Психологический компонент основных функций СМИ
В глобальном информационном пространстве возникла новая медиареальность, так сказать, психологическая terra incognita. Е.П. Пронин Средства массовой информации сегодня все чаще пр

Личностные и общественные ценности в журналистике
Песнь свободы не споешь под чужую дудку. С.Е. Лец   Деятельность СМИ активно пересекается с комплексом ценностей человека и общества, поскольку, с одной стороны, нац

Особенности участия СМИ в удовлетворении потребностей аудитории
В действительности все не так, как на самом деле. С.Е. Лец   По мнению Л.Г. Свитич, «основной порождающий источник информации – потребность в ней как социальная нужд

Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
Способность дифференцировать субъективную и объективную реальность /…/ для репортера – проблема профпригодности. Для аудитории – это проблема защиты своих прав, а для общества – просто вопрос выжив

Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого. Козьма Прутков   СМИ создают медиареальность ежедневно.

Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
Социальную информацию мы приобретаем в основном как результат двух процессов – восприятия и познания. Безусловно, большая часть социальной информации – результат восприятия. Однако если мы обратимс

Категоризация
  Самым общим способом работы с соци­альной информацией, по мнению профессора Г.М.Андреевой[34], является процесс категоризации, то есть отнесе­ния каждого нового вос

Эвристика
Эвристика обозначает сокра­щение или правило произвола, применяемое нами для того, что­бы высказать суждение, для которого имеем недостаточную или неопределенную информацию.

Внимание
Любая информация, и создаваемая журналистами в том числе, воспринимается в соответствии с некоторыми общими законами. Обработка информации начинается с эффекта раздражения одного или нескольких чув

Кодирование
  Кодирование - такая работа с информацией, когда в ней распознается определенный смысл. Это возможно при условии, когда информация как-то организуется: лишь при этом

Хранение
  Как известно, выделяются три системы хранения информации: сенсорная память, краткосрочная память и долгосрочная память. В сенсорной памяти информация подве

Воспроизведение информации
  Воспроизведение информации — чрезвычайно от­ветственный этап всего процесса, поскольку именно он связывает когнитивный процесс с поведением, с актуальным действием

Где Fi – индекс, Nws – среднее число слов в предложении, Nwt – среднее число слов длиной 3 и более слогов, приходящееся на одно предложение текста
Чем меньше значение индекса, тем читабельнее текст, тем лучше воспринимается смысл текста аудиторией. Многие исследователи также отмечают, что для нормального восприятия текста мак

Психологические направления создания медиатекста
По сути к медиа-текстам относятся все явления массовой культу­ры. Можно привести пример из избирательной кампании Б. Ельцина, когда в ходе ее планировались та­кие события, от которых не могли бы от

Конструирование позитива
  Первое направление сопряжено с целым рядом профессиональных сложностей. Прежде всего, позитивная новость нередко переходит через барьер естественных пределов человеческого восприяти

Конструирование негатива
  СМИ «хорошо» реагируют на отрицательные события, даже происходящие очень далеко. Причем реагирование на них таково, как будто это касается непосредственно нас. И это не случайно: пс

Текст как способ организации смысла
  Компоненты текста имеют разное происхождение. Автор, аудитория, предмет и средство коммуникации как неопределенные, неявные друг для друга, выявляются в процессе развертывания смысл

Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
Веками длится монолог человека с человеком. С.Е. Лец   Под медиавосприятием («mediation», «perception of media») мы будем понимать восприятие «медиа

Уровни и барьеры медиавосприятия
  В зависимости от сочетания и степени развитости показателей выделяют несколько уровней медиавосприятия: 1. Уровень первичной идентификации

Искажающие факторы медиавосприятия
  Один из мощных искажающих факторов, не всегда осознаваемых нами на обыденном уровне, - цвет. Какие цветовые доминанты наблюдаются в современной журналистике? Яркие

Эффекты восприятия медиаинформации
  Все обозначенные выше особенности медиавосприятия порождают различные эффекты. Прежде всего, репортажи и статьи влияют на наше знание данной темы. Например, Браун и

Принципы психологической компетентности журналиста
  Что можно противопоставить такой статистике? Согласно психологическим исследованиям, информационное воздействие приобретает патогенный характер в масштабах охваченной им аудитории в

Массово-информационных текстов
Л.Н. Толстой в свое время так ответил на вопрос о природе искусства: «Вызвать в себе раз испытанное чувство, и вызвав его в себе, посредством движений, линий, звуков, образов, выраженных словами, п

Аудиторный фактор воздействия сообщений
Многие произведения искусства были созданы не только потому, что такова была потребность творца, но и потому, что такова была потребность читателя, зрителя, слушателя. Процесс творчества, и журнали

Факт неоднородности медиавоздействия
  В 1960 году Клэппер пришел к выводу, что возможности СМК определять жизнь членов аудитории на самом деле невелики и зависят подчас от мало контролируемых причин. Действительно, при

Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
  Самым важным, пожалуй, отличием разных каналов СМИ является воздействие на различные каналы восприятия человека. Как известно, СМИ на настоящем этапе могут затрагивать следующие мех

Гендерный фактор медиавоздействия
Исследователи сходятся сегодня в представлении о том, что отличия информационного и коммуникативного поведения между мужчиной и женщиной преимущественно можно объяснить с позиции реализуемой ими со

Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
В схватке идей гибнут люди. С.Е. Лец Эффекты воздействия массовой информации могут быть позитивными и негативными. Первый случай наблюдается тогда, когда информация создает благоп

Формирование установки и информационное давление
Прежде всего, психологи выяснили, что любая информация создает у человека социально-психологическую установку – то есть психологическую готовность к определенным действиям, реакциям, поступкам[97].

Манипулирование
Когда говорят о манипуляции, часто используют два понятия – «общественное мнение» и «массовое сознание». Общественное мнение – категория весьма неоднозначная. Изучается в основном в рамках социолог

Мифологизация
По мнению В.Ф. Олешко, «средства массовой информации с момента своего появления занимались созданием символов или даже мифотворчеством»[109]. Этот процесс, впрочем, не сфокусирован только на деятел

Технология игрореализации
Современный этап развития общества заставляет нас снова и снова возвращаться к категории игры, театрализации, постановочности, спектакля. И в оценке журналистского творчества мы все чаще склонны об

Эпатажность
Эпатажность журналистики – не свойство собственно журналистики. Пожалуй, можно сказать, что это – свойство любого массового зрелища, к которому журналистика преимущественно относится (особенно теле

Полемичность
  Средства массовой информации сегодня являются ключевым звеном формирования общественного мнения. И хотя приоритет в этом отношении отдается телевидению, пресса также принимает участ

Личность журналиста: особенности и типологии
    Недостаток знания о людях – это не пустая, а главная угроза жизни. Недостаток знаний о личности, возможно, является стержневым вопросом, который наиболее важен для н

Личность в процессе журналистской деятельности
  Специфичность мира журналистики не ставится сегодня под сомнение и лишь утрируется в эпоху информационного бума и глобализации. Л.Г. Свитич утверждает, что «внутренние парадоксы жур

Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
  Одинакового набора качеств у двух разных людей нет и быть не может, но психологам удалось выделить типы личности, параметры которых имеют достаточно прозрачные психологические харак

Долженствовательная сфера личности журналиста
Журналист как человек, причем человек, вовлеченный в активное социальное общение, выстраивает свою деятельность не только исходя из заданных от рождений качеств или черт личности, сформировавшихся

Процесс формирования идентичности и медиасфера
  Что означает слово «идентичность»? Словарное его толкова­ние — «тождественность», «одинаковость в чем-то». Психолог Э. Эриксон обозначает им «твердо усвоенный и лич

Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
  Тот факт, что жизненная позиция интегрирует в себе установ­ки на самореализацию личности в самых разных направлениях, дает основания рассматривать это понятие как общее, родовое для

Профессиональный долг журналиста
Слово «долг» в обыденном употреблении несет в себе отчет­ливое указание на определенную зависимость: «должен» бывает обязательно кто-то кому-то, «долг» всегда — кого-то перед кем-т

Понятие профессионального имиджа журналиста
Попыток дать определение имиджу не перечесть и большинство из них имеют право на существование. Часто различия в определении кроются в тех функциях имиджа, которые активизирует какая-либо сфера жиз

Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
  Существуют и другие подходы к пониманию природы имиджа. Для русской физиогномики XIX века было характерно равенство между понятием imadge и visage (внешность). Расп

Компоненты имиджа
  Имидж проявляется на многих уровнях: 1. Взгляд. Важное значение имеет контакт глаз (в обычном общении он занимает 20-40% времени контакта). Лев Толс

Теории творчества
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В философском энциклопедическом словаре понятие «творчество» определяется широко как деятел

Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
«…Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить. Идеальной представляется им работа, не предъявляющая никаких требований к творческому инстинкту… Установление определенного круга

Дивергентное мышление

Этапы творческого процесса
  Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (актов, ступеней, фаз, моментов, этапов и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авт

Роль воображения в журналистском творчестве
  До сих пор мы рассматривали творчество как самостоятельный процесс. Однако творчество существует лишь в человеческом обществе. Зачем оно человеку? Существует огромное колич

Функции воображения в журналистском творчестве
  В наше время, как и на всех этапах развития журналистики, воображение призвано выполнять весьма важные и разнообразные функции в границах публицистического т

Виды воображения
  Немаловажную роль в стимулировании читательского воображения играет и вариотизация его видов. В современной журналистской практике очевидно выражены несколько видоввообра

Методы активизации творческого процесса
  Прежде всего, необходимо оговориться, что развитие творческих способностей человека – спонтанное ли, целенаправленное ли, - так или иначе происходит в соответствии с общими законами

Техники стимулирования творческих способностей
  Эти три закона реализуются на всех этапах творческого процесса, и обращение к ним определяет направления развития творческих способностей журналиста. Так, на этапе восприяти

Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
  Для того чтобы все эти процессы были возможными, внутри человека должна быть какая-то пружина которая делает поглощение информации событием не только полезным, но приятным именно че

Психологические основы журналистского общения
  Общение необходимо любому человеку, как воздух. Попытайтесь представить себе картину, когда вы сидите в концертном зале, и вместе с вами на концерте присутствуют 2-3 человека. А теп

Важность общения
  Почему в своей жизни, и особенно деятельности человек стремится к групповой самореализации? Вопрос, несмотря на высокую степень разработанности, не получил еще четкого ответа. Иссле

Виды общения в журналистике
  Вся работа журналиста проходит в общении. Иногда можно даже услышать мнение, что журналистская деятельность по большей части и есть общение – мнение с научной точки зрения ошибочное

Фазы и направления общения журналиста
  Как и в любом другом поведенческом акте, в общении журналист проходит через четыре основные фазы: 1. Взаимонаправленности (побужден

Треугольники» общения
  В общении журналист выбирает «технику» прежде всего исходя из характеристик партнера. Эти характеристики разнообразны и в каждой конкретной ситуации актуализируются по-разному. Одна

Виды интервью и формы вопросов
  Для отечественных источников, изданных до начала 1990-х годов, характерно разделять все виды интервью по технике проведения на, с одной стороны, свободные, нестандартизованные, нефо

Психологические особенности подготовки к интервью
  Подготовку к интервьюированию принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой понимается подготовка к интервьюированию вообще, то есть формирование профессиональных к

Психологические особенности начала интервью
  В начале интервью необходимо напомнить о теме и времени интервью. Рекомендуется первые 5 –7 минут отвести установлению контактов. Методы могут быть самыми разными: отзеркаливание, р

Психологические основы завершения интервью
  Главная задача завершающей стадии интервью – сохранить хороший климат общения. А для этого нужно подготовить собеседника к финалу, не обрывать интервью неожиданно. Самый оп

Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
  Редакционный коллектив – объединение ярких творческих индивидуальностей, и здесь без конфликтов не обойтись. По наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их

Конфликты по вертикали
  Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных вообще весьма актуальна и нередко бывает связана с субординационным характером отношений. Существует объективное противоречие ме

Инновационные конфликты
  Конфликт по вертикали часто сопровождается инновационным конфликтом. Само понятие «инновация» рассматривается как «нововведение», значительная новая идея, которая пока не внедряется

Ваш творческий возраст
Отмечайте наиболее подходящие Вам варианты ответа. 1. Вы опаздываете и находитесь неподалеку от автобусной остановки. Подходит автобус. Что вы сделаете: а) побегу, чтобы успеть;

Ваш творческий потенциал
Выберите один из вариантов ответов. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен: а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое

Методика определения уровня воображения
Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отр

Эмпатические способности
Вам предлагаются вопросы, на которые надо ответить "да" или "нет".   1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их х

Взаимоотношения с собеседником
Оцените каждое высказывание по 4-балльной шкале, вспомнив при этом конкретные ситуации. 1. Мой собеседник не упрям и смотрит на вещи широко. 2. Он уважает меня. 3. Обсужд

Ваша коммуникативная установка
Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить "да" или "нет", выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором

Приятно ли с вами общаться?
Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении. 1. Вы любите больше слушать, чем говорить? 2.

Текст опросника
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? 2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацие

Умеете ли вы говорить и слушать?
Пройдите этот тест (так называемый тест Маклени - в честь американского психолога) для того, чтобы наконец выяснить - умеете ли Вы говорить и слушать. Отвечайте "да" или "нет".

Умение слушать
На каждый из вопросов следует дать ответы, которые оцениваются: «почти всегда» — 2 балла; «в большинстве случаев» — 4 балла; «иногда» — 6 баллов; «редко» — 8 баллов; «почти никогда» — 10 баллов.

Тест на независимость
В этом опроснике вопросы имеют несколько вариантов ответов. Необходимо выбрать наиболее подходящий из них. 1. Окончив школу, как вы приняли решение о своей буду­щей профессии и учебе:

Оценка результатов
За выбор варианта ответа «а» испытуемый получает 4 балла.За выбор варианта ответа «б» он получает 2 балла.За выбор варианта ответа «в» он приобретает 0 бал

Тест на оптимизм
В этом тесте необходимо, познакомившись с каждым из сле­дующих 20 суждений, выбрать один из четырех вариантов отве­тов на него, данных ниже соответствующего суждения и обозна­ченных буквами «а», «б

Ключ к методике
В таблице для каждого из 20 суждений и избранного ответа на него указано количество баллов, каким оценивается этот ответ. Таблица   Порядк

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, диффе

Опросник
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да нет 2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
Методика А. Ассингера ("опросник Ассингера [Асингера]") определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов

Конфликтный ли вы человек?
Вы можете оценить себя и предложить другим оценить вас, насколько Вы конфликтны. Для этого в предлагаемой таблице отметьте соответствующую вашей оценке цифру на семибалльной шкале. Соедините отметк

Выход из трудных жизненных ситуаций
Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с журналистской работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпо

Способ перевода ответов, выбранных испытуемым по данной методике, в баллы
Выбранный Порядковый номер суждения ответ

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков. № Жизненные события

Диагностика доминантного полушария
  Как известно, люди различаются по относительному влиянию полушарий мозга. У одних доминирует левое, у других – правое полушарие. Левое считается центром логического, абстрактного и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги