рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации

Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации - раздел Журналистика и СМИ, Психология журналистики   Самым Важным, Пожалуй, Отличием Разных Каналов Сми Является В...

 

Самым важным, пожалуй, отличием разных каналов СМИ является воздействие на различные каналы восприятия человека. Как известно, СМИ на настоящем этапе могут затрагивать следующие механизмы человеческого восприятия: зрение, слух, обоняние, осязание. Последние два задействуются эпизодически с помощью подключения принципа дополнительности. Например, когда мы видим, как человек режет, а потом тщательно разжевывает лимон, у нас формируются соответствующие вкусовые реакции.

Информация, влияющая на эти каналы восприятия, неоднородна. Так, информация, апеллирующая к зрению, может иметь статичную (газета, журнал) и динамичную (телевидение, компьютер) форму.

Информация, апеллирующая к слуху, может иметь вербальный и невербальный характер (шум, музыка). Отличается она также ритмичностью и неритмичностью. Неритмичность способствует хаотизации мышления, повышает чувство тревожности. Ритмичность же, привычная нам еще до рождения, напротив успокаивает, а иногда вводит в состояние транса.

Каналы массовой информации обладают тенденцией сочетать в себе воздействие на максимально более широкий спектр каналов восприятия.

Так, телевидение сочетает воздействие на зрительные и слуховые каналы, а опосредованно – на осязательные и обонятельные. Соединение этих каналов восприятия приводит к резкому возрастанию эффективности внедрения в сознание любой информации.

Существует мнение, что в данном случае происходит «разрыв фильтров», которые определяют сообщения как истинные или ложные. Текст, преподносящийся на фоне любого видеоряда, уже не воспринимается критически в 74% случаев[76].

Пресса воздействует на зрительный канал и опосредованно на слуховой, обонятельный и осязательный. Радио воздействует на звуковой и опосредованно – на остальные. Интернет воздействует на все типы каналов. В зависимости от того, в каком СМИ работает журналист, он должен использовать в своих материалах образную систему, позволяющую максимально активировать все каналы восприятия человека.

Каналы восприятия информации тесно связаны с типом репрезентативной системы человека. В зависимости от того, какой тип репрезентативной системы у нас развит - аудиальный, визуальный или кинестетический - и какая репрезентативная система более развита, мы предпочтем тот или иной способ изложения и потребления сведений. И если тип репрезентативной системы автора совпадет с нашим, при прочих равных условиях мы получим больше информации, чем в случае, когда это не произошло.

Определить тип репрезентативной системы можно опираясь на фразы, которые часто использует человек.

Например, один человек, послушав лекцию, скажет, что он увидел в этой книге, как хорошо подобраны примеры, иллюстрирующие предмет разговора, что она прошла с блеском (визуал).

Другой скажет, что ему понравился тон беседы, ее гармоничный стиль, но он не смог настроиться на идеи автора (аудиал)

Третий скажет, что лектор рассуждает взвешенно, что слушатель в состоянии ухватить содержание, что он чувствует симпатию по отношению к автору (кинестетик).

Сравните: он демонстрирует идею, он говорит, он толкает идею.

Если вы проанализируете собственные тексты, то со временем определите, к какому типу относится ваша репрезентативная система.

Кроме того, вы, несомненно, можете адаптировать текст к вашей целевой аудитории. Так, если вы работаете в СМИ, целевая аудитория которого - киноманы, визуальные выражения будут уместны.

Особенностями каналов восприятия объясняется и строение текстов, и специфика работы журналистов в разных типах СМИ.

Порой в вопросе воздействия электронной информации используется категория знака. Причем под знаком в равной степени понимается картинка, звук, соотносящиеся с каким-либо реальным объектом. Проводится даже сравнение воздействия кадра на телеэкране и слова в газете. Иногда между ними ставится знак равенства. Но именно это сравнение позволяет уловить как раз принципиальную разницу в воздействии текста газеты и электронного сообщения. Дело в том, что число возможных кадров несоизмеримо больше числа слов, и воспринимаются они моментально. Слова же постепенно формируют в сознании картину происходящего. Когда человек читает публицистический текст, то по мере углубления в чтение он в воображении строит разного рода образы. Внутренним видением читатель сам рисует картину описанного, постоянно перепроверяет, сверяет ее с текстом и корректирует. Например, представление о внешнем виде героя может существенно, но неосознанно измениться от начала текста к его концовке. Воображаемые образы характеризуются неполнотой деталей, в них есть пробелы. Порой образ состоит из одного-двух признаков, несмотря на то, что текст содержал больше информации.

Зрителю нет необходимости совершать работу по переводу словесной информации в визуальную. Пластические и слуховые образы он получает уже «в готовом виде». Фильм освобождает его от некоторой работы, дает возможность отдохнуть. Он как бы на одну фазу сокращает путь информации в сознании человека.

Поэтому для восприятия информации по тексту газеты требуется большее время и порой большая сосредоточенность, чем для получения такого же объема сведений от электронного СМИ. Мы можем отдыхать, когда смотрим телевизор. Но чтение – это определенный труд.

Вместе с тем, при телепросмотре мы все время осуществляем работу по согласованию видео- и звукоряда. Учитывая теорию иконического текста, можно понять, что подобно тому, как текст визуализируется, картинка вербализуется в нашем сознании. Мы получаем два текста сразу – созданный нами по картинке и предлагаемый журналистом. Если в этих текстах есть несовпадение, нас ожидает серьезная работа.

В исследовании «Психология искусства» великий режиссер и теоретик кинематографа С.М. Эйзенштейн сформулировал два принципиальных для любого вида творчества вопроса: в чем тайна метода искусства и откуда сопутствующее искусству воздействие. Режиссер предложил один из интересных с психологической точки зрения вариантов ответа: все факты, которые мы традиционно относим к сфере творчества, принадлежат к совершенно точному комплексу явлений – они возвращают нас к диффузному, первобытному мышлению: «Мало того – и к тем состояниям психики, которые либо филогенетически повторяют их - в детском мышлении, или в патологических явлениях – регрессируют к нему (сон, наркоз, шизофрения)»[77]. Именно этот подмеченный Эйзенштейном глубинный процесс воздействия искусства в конечном счете обеспечивает эффект массовизации потребления информации: нам всем – каждому представителю аудитории – интересны некие общие вопросы, которые обращают нас к древним явлениям и процессам. Мы все застываем у экранов, наблюдая сцены смерти, и вздрагиваем, когда слышим звуки, тревожащие наши атавистические ощущения. Часто на этих общих реакциях основывается стимуляция внимания в рекламных роликах.

С другой стороны, конкретное воплощение произведения включает индивидуальность автора, и эта его особенность позволяет оригинально интерпретировать сообщение, а потому, в силу действия мозаичности восприятия, позволяет и избирательно относиться к потреблению информации. Нас всех испугает или расстроит сообщение о трагедии, и все же каждый отреагирует по-своему. В условиях, когда сообщений становится все больше и больше, мы становимся более избирательными, мы более тщательно подходим к отбору информации. А это обеспечивает процесс индивидуализации.

Процесс индивидуализации связан еще и тем, что журналист, помимо стремления охватить как можно более широкий круг аудитории, одновременно испытывает потребность вступить в интимный доверительный контакт с читателем, зрителем, слушателем. Интимизация повествования – это еще один процесс, стимулирующий индивидуальные оценки сообщения. Все эти особенности, наряду с развитием техники и технологии в сфере информирования, все чаще заставляют ученых задуматься над термином «СМИ». Возможно, его уже пора заменить на термин «средства индивидуальной информации», или эта проблема будет все более и более актуальной в будущем.

И все же исследователи журналистики единодушны в том, что одним из существенных типообразующих признаков средств массовой информации на современном этапе становится аудиторный признак. Е.И. Пронин В книге «Пресса и общественное мнение»[78] вводит понятие «предметизатор» - человек, толкующий сообщение, - и убедительно доказывает огромную разницу в восприятии одного и того же сообщения разными предметизаторами. При этом он отмечает одну действительно серьезную проблему: для журналиста содержание подготовленной им информации представляется совершенно однозначным, а вот аудитория может воспринять ее в совершенно другом (а точнее – других) значении. Действительно, каждая аудиторная группа, а порой и каждый представитель аудитории, будет по-своему реагировать на сообщения. Только один параметр коммуникационной модели – степень диалоговости, - подчеркивает различия СМИ разных типологических групп.

 

3.2.3. Аудиторный фактор и выбор диалоговой модели

 

В средствах массовой информации, ориентированных на удовлетворение информационных интересов аудитории, в среде которой диалоговая форма передачи информации традиционна, именно диалоговые тексты, проявляют себя ярко и выразительно. В прессе же, ориентированной на аудиторию с монологовыми привычками в получении информации, диалоговых по характеру материалов заметно меньше.

Высокий процент диалоговых текстов демонстрируют издания, ориентированные на профессии, основанные на коммуникации. Например, в журнале «Журналист» большое число текстов выстраиваются на полемике. Даже праздничный номер, посвященный 300-летию российской прессы, открывается в рубрике «Дневник редактора» полемической публикацией Г. Мальцева «Юбилей и юбиляры»[79], в которой автор анализирует ситуацию в области СМИ. Он, например, выступает против «использования» журналистики властью: «С прессой активно работают партии и движения, и, что совершенно недопустимо, журналистов втягивают в партийное строительство. Начали производить телодвижения и окружные власти. Логика у них простая: раз есть власть – значит, нужна своя газета, свое телевидение и радио. Региональные и муниципальные начальники вообще не церемонятся. Вон в Подмосковье у администрации области и Союза журналистов есть прекрасный договор о сотрудничестве»[80]. Автора явно не устраивает описываемая и детализируемая далее ситуация. Ниже Г. Мальцев выступает с полемикой по новой версии закона «О СМИ»: «Сейчас медианачальники вносят новый проект Закона о СМИ. Сегодня мы публикуем мнение о нем профессора М. Федотова, одного из авторов первого закона. Но и невооруженным глазом видно: права главных редакторов, редакций, журналистов заметно урезаны. Вносящим проект «богатеньким Буратино» они и не нужны. А журналистов спросили?»[81]

Действительно, далее в журнале помещена также полемическая публикация В. Челышева «Кто подрежет волчьи уши?»[82], в основе которой – беседа с М. Федотовым.

В этой и большинстве других публикаций журнала «Журналист» очевидно доминирование аргумента «к человеку» как средства пафосности.

Другое дело – пресса, которая ориентирована на аудиторию, привыкшую получать информацию в монологической и фактологической форме. К таковым принадлежит большая часть изданий, адресованных занятым в технической сфере. Например, в январском номере за 2003 г. журнала «Сети и системы связи» не удалось обнаружить ни одного собственно полемического текста, хотя публикация П. Шульца «Ошибки, которые вы уже не сделаете, прочитав эту статью»[83] содержит полемический заголовок (якобы есть ошибочные предположения, и, если их не исправить, обязательно будут допущены промахи), полемическое начало, построенное на опровержении традиционных убеждений: «Успех в бизнесе не зависит от того, насколько новы, хороши или необычны ваши продукты. Не зависит он и от вашего умения употреблять модные словечки и разные специальные термины в рекламных текстах. И совсем не обязательно, чтобы ваша технология была сверхинновационной»[84].

Такой пример полемики эпизодичен. В целом же журнал выстраивается на монологовых текстах, а в полемике доминирует логическая аргументация.

Профессиональные средства массовой информации отличаются и по другим параметрам самих публикаций. Ориентированная на гуманитариев пресса чаще использует сложную художественно-образную аргументацию, а издания, рассчитывающие на читателя с техническим образованием, обращаются к логической или маскирующейся под нее эмоциональной аргументации. Такая зависимость не безусловна и нарушается некоторыми изданиями, но можно говорить об общей тенденции, связанной, думается, с информационными привычками аудитории.

 

3.2.4. Возрастной фактор медиавоздействия

 

Возраст в значительной степени влияет и на восприятие информации и, как следствие, на медиавоздействие. Понять это помогает возрастная теория Пиаже, согласно которой мы проходим следующие стадии умственного развития:

1. Сенсомоторное развитие (до 18 месяцев) – ребенок формирует и тренирует врожденные формы поведения, реагирует на акустические телевизионные стимулы;

2. Дооперациональное, наглядное мышление (от 18 месяцев до 7 лет) – когнитивные процессы характеризуются эгоцентризмом. Ребенок уже воспринимает стимулы в их символическом значении, но не мыслит ситуации вне себя. Мышление становится логичным и последовательным, появляется навык классификации. Внимание сильно зависит от яркости и выпуклости объекта. Его необычность, контрастность, динамичность имеют значение. Особенно нравится простая и быстрая смена действий. На этой стадии ребенок еще не может выделять сюжетную линию и отделять главное от второстепенного. Он не в состоянии полностью и четко воспроизвести телевизионную линию, часто отвлекается от телепросмотра. Вот почему передачи для детей отличаются простотой и структурной четкостью, а также узнаваемой драматургией.;

3. Формирование конкретно-операциональных структур (от 7 до 12 лет) – дети учатся отличать вымысел от реальности, но в начале этой стадии более адекватно воспринимают текст при чтении. Так, в ходе чтения дети дают больше комментариев и запоминают больше фактов, чем в ходе телепросмотра. При телепросмотре они, как правило, хорошо запоминают визуальные эффекты. Тем не менее, в этом возрасте дети уже выступают с самостоятельными утверждениями по теме материала, могут критиковать услышанное или прочитанное, более гибко подходят к выбору телепередач и отключаются на время рекламных пауз;

4. Формально-операциональная стадия (от 12 лет) – человек уже способен мыслить теоретически. Подросток мыслит дедуктивно, строит гипотезы по поводу материала и проверяет их, пропускает несущественную информацию и фокуссируется на важных элементах, отличает вымысел от реальности на основе как формальных, так и содержательных признаков, реконструирует телеисторию на основе увиденного без эффекта «заполнения» (додумывания).

Не в меньшей степени различается в возрастном аспекте и читательское поведение, что находит отражение в характере публикаций.

В прессе для возрастных групп, к примеру, совершенно очевидно различие между детской и молодежной прессой. Например, в детских изданиях (для дошкольников и младших школьников) в большом объеме встречаются ректеративные тексты. Значительная роль отводится иллюстрациям. В молодежной прессе (для подростков, старших школьников и студентов) сравнительно часто встречаются аналитические диалоговые материалы преимущественно полемического характера с явно выраженным элементом сатиры. Во многом это связано со стремлением вести диалог с подростками по самым разным вопросам. Как известно, эта группа аудитории отторгает назидательность и охотнее вступает в диалог, нежели многие другие группы, скорее, чем аудитория старшего возраста, готова к обсуждению неоднозначных тем. Так, по результатам социологических опросов, проведенных немецким профессором Э. Ноэль-Нойман, 42% молодых людей в возрасте 16-29 лет были готовы дискутировать по противоречивой теме[85]. Полемический же текст позволяет в чем-то проявить своего рода максимализм, свойственный молодежному коммуникационному поведению.

Другая причина популярности полемики в молодежном издании - это замеченная многими исследователями тенденция к обсуждению «трудных» тем, к копированию взрослой бульварной прессы. Копирование поведения авторитета, характерное для этого этапа взросления человека, эффективно и внутри полемических структур. Именно в подростковой и молодежной среде психологи часто отмечают проявление так называемого «феномена капитанства»[86]. Иными словами – поведения, основанного на непререкаемом авторитете «старшего», когда даже абсурдное утверждение последнего не подвергается критике. Такая поведенческая особенность молодежной среды позволяет зачастую копировать именно массовые и даже «желтые» издания для взрослых. Однако процент полемических текстов в качественных, массовых и желтых молодежных изданиях приблизительно одинаков, как и у их «взрослых аналогов». Другое дело – характер полемики. Если в журнале «Смена», например, его можно охарактеризовать как преимущественно конструктивный, то в журнале «Cool» - как преимущественно деструктивный, скандальный.

Несмотря на весомое значение подражательного поведения в молодежной среде, аргумент «от авторитета» имеет в молодежной прессе некоторые ограничения, связанные с групповым характером отношений молодежи и со стремлением к противопоставлению своих групповых ценностей иным. В частности, аргумент, основанный на апеллировании к мнению большинства и формирующийся на принципе социального доказательства, оказывается в полемике данного типа изданий малоэффективным. Напротив, утверждение о том, «что большинство думает так и считает так», вызывает отторжение. Аналогичное воздействие оказывают и другие формы убеждения, основанные на ссылке на общепринятое мнение (например, подмазывание аргумента).

К другим особенностям публикаций молодежного издания можно отнести тенденцию гиперболизации проблемы, предельную категоричность позиций, основанную на частом обращении к эффекту контраста, специфический молодежный сленг. Это стремление продемонстрировать высокий уровень агрессии в публикации связано не только с так называемым «юношеским максимализмом», но и с успешным функционированием в молодежной среде механизма вознаграждения за агрессию, который может быть построен, прежде всего, на одобрении сверстников, а также на одобрении взрослых как в прямой форме (за успешную публикацию), так и в косвенной форме (через элемент подражания текстам прессы для старших возрастных групп). В этом случае формируется эффект, в результате которого автор успешного текста становится коммуникативным лидером – то есть человеком, «который обладает нетривиальной информацией с точки зрения данной ситуации общения, умеет выразить эту информацию в наилучшей форме и довести ее до сведения адресата посредством оптимального языкового контакта»[87]. Иногда повышенный агрессивный фон публикаций молодежной прессы вызывает опасения со стороны исследователей, занимающихся изучением вопроса о влиянии средств массовой информации в связи с формированием эффекта прайминга, деформацией представлений об обществе и увеличением числа агрессивных социальных сценариев у психологически незрелой аудитории.

В детских же журналах отсутствие агрессивного компонента можно связать с небольшой долей публицистических материалов вообще – основу детских журналов составляют сказки, рассказы, комиксы, кроссворды, головоломки, загадки и другие материалы непублицистического характера, в которых агрессивный компонент явно не выражен.

По-разному проявляет себя в этих типах изданий аргументация. Так, в прессе для детей один из самых распространенных аргументов – аргумент при помощи примера, очевидно соответствующий особенностям детского восприятия. В изданиях для молодежи доминирует аргумент от авторитета. В изданиях для пожилых преобладает «дамский аргумент» и часто встречаются уловки: «раздувание проблемы», «расширение и сужение тезиса», «произвольные доводы». Причем, в прессе для пожилых интенсивность полемического текста угасает, что можно объяснить снижением стремления к обсуждению противоречивых тем вообще. По результатам исследования Э. Ноэль-Нойман, только 27% представителей группы «60 лет и старше» готовы дискутировать по противоречивым темам[88].

Разная система текстов сложилась и в журналах для мужчин и для женщин, что можно объяснить спецификой восприятия информации полами.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психология журналистики

А.М. Шестерина.. психология журналистики.. учебное пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От автора
Колеса стерты, спицы гнут круги. Уставших нет, есть тысячи ходивших. Молитвы выучены и стихи Написаны. Прочитаны, но тише Чем наставленья. Мосты обрушен

Психологический компонент основных функций СМИ
В глобальном информационном пространстве возникла новая медиареальность, так сказать, психологическая terra incognita. Е.П. Пронин Средства массовой информации сегодня все чаще пр

Личностные и общественные ценности в журналистике
Песнь свободы не споешь под чужую дудку. С.Е. Лец   Деятельность СМИ активно пересекается с комплексом ценностей человека и общества, поскольку, с одной стороны, нац

Особенности участия СМИ в удовлетворении потребностей аудитории
В действительности все не так, как на самом деле. С.Е. Лец   По мнению Л.Г. Свитич, «основной порождающий источник информации – потребность в ней как социальная нужд

Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
Способность дифференцировать субъективную и объективную реальность /…/ для репортера – проблема профпригодности. Для аудитории – это проблема защиты своих прав, а для общества – просто вопрос выжив

Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого. Козьма Прутков   СМИ создают медиареальность ежедневно.

Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
Социальную информацию мы приобретаем в основном как результат двух процессов – восприятия и познания. Безусловно, большая часть социальной информации – результат восприятия. Однако если мы обратимс

Категоризация
  Самым общим способом работы с соци­альной информацией, по мнению профессора Г.М.Андреевой[34], является процесс категоризации, то есть отнесе­ния каждого нового вос

Эвристика
Эвристика обозначает сокра­щение или правило произвола, применяемое нами для того, что­бы высказать суждение, для которого имеем недостаточную или неопределенную информацию.

Внимание
Любая информация, и создаваемая журналистами в том числе, воспринимается в соответствии с некоторыми общими законами. Обработка информации начинается с эффекта раздражения одного или нескольких чув

Кодирование
  Кодирование - такая работа с информацией, когда в ней распознается определенный смысл. Это возможно при условии, когда информация как-то организуется: лишь при этом

Хранение
  Как известно, выделяются три системы хранения информации: сенсорная память, краткосрочная память и долгосрочная память. В сенсорной памяти информация подве

Воспроизведение информации
  Воспроизведение информации — чрезвычайно от­ветственный этап всего процесса, поскольку именно он связывает когнитивный процесс с поведением, с актуальным действием

Где Fi – индекс, Nws – среднее число слов в предложении, Nwt – среднее число слов длиной 3 и более слогов, приходящееся на одно предложение текста
Чем меньше значение индекса, тем читабельнее текст, тем лучше воспринимается смысл текста аудиторией. Многие исследователи также отмечают, что для нормального восприятия текста мак

Психологические направления создания медиатекста
По сути к медиа-текстам относятся все явления массовой культу­ры. Можно привести пример из избирательной кампании Б. Ельцина, когда в ходе ее планировались та­кие события, от которых не могли бы от

Конструирование позитива
  Первое направление сопряжено с целым рядом профессиональных сложностей. Прежде всего, позитивная новость нередко переходит через барьер естественных пределов человеческого восприяти

Конструирование негатива
  СМИ «хорошо» реагируют на отрицательные события, даже происходящие очень далеко. Причем реагирование на них таково, как будто это касается непосредственно нас. И это не случайно: пс

Текст как способ организации смысла
  Компоненты текста имеют разное происхождение. Автор, аудитория, предмет и средство коммуникации как неопределенные, неявные друг для друга, выявляются в процессе развертывания смысл

Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
Веками длится монолог человека с человеком. С.Е. Лец   Под медиавосприятием («mediation», «perception of media») мы будем понимать восприятие «медиа

Уровни и барьеры медиавосприятия
  В зависимости от сочетания и степени развитости показателей выделяют несколько уровней медиавосприятия: 1. Уровень первичной идентификации

Искажающие факторы медиавосприятия
  Один из мощных искажающих факторов, не всегда осознаваемых нами на обыденном уровне, - цвет. Какие цветовые доминанты наблюдаются в современной журналистике? Яркие

Эффекты восприятия медиаинформации
  Все обозначенные выше особенности медиавосприятия порождают различные эффекты. Прежде всего, репортажи и статьи влияют на наше знание данной темы. Например, Браун и

Принципы психологической компетентности журналиста
  Что можно противопоставить такой статистике? Согласно психологическим исследованиям, информационное воздействие приобретает патогенный характер в масштабах охваченной им аудитории в

Массово-информационных текстов
Л.Н. Толстой в свое время так ответил на вопрос о природе искусства: «Вызвать в себе раз испытанное чувство, и вызвав его в себе, посредством движений, линий, звуков, образов, выраженных словами, п

Аудиторный фактор воздействия сообщений
Многие произведения искусства были созданы не только потому, что такова была потребность творца, но и потому, что такова была потребность читателя, зрителя, слушателя. Процесс творчества, и журнали

Факт неоднородности медиавоздействия
  В 1960 году Клэппер пришел к выводу, что возможности СМК определять жизнь членов аудитории на самом деле невелики и зависят подчас от мало контролируемых причин. Действительно, при

Гендерный фактор медиавоздействия
Исследователи сходятся сегодня в представлении о том, что отличия информационного и коммуникативного поведения между мужчиной и женщиной преимущественно можно объяснить с позиции реализуемой ими со

Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
В схватке идей гибнут люди. С.Е. Лец Эффекты воздействия массовой информации могут быть позитивными и негативными. Первый случай наблюдается тогда, когда информация создает благоп

Формирование установки и информационное давление
Прежде всего, психологи выяснили, что любая информация создает у человека социально-психологическую установку – то есть психологическую готовность к определенным действиям, реакциям, поступкам[97].

Манипулирование
Когда говорят о манипуляции, часто используют два понятия – «общественное мнение» и «массовое сознание». Общественное мнение – категория весьма неоднозначная. Изучается в основном в рамках социолог

Мифологизация
По мнению В.Ф. Олешко, «средства массовой информации с момента своего появления занимались созданием символов или даже мифотворчеством»[109]. Этот процесс, впрочем, не сфокусирован только на деятел

Технология игрореализации
Современный этап развития общества заставляет нас снова и снова возвращаться к категории игры, театрализации, постановочности, спектакля. И в оценке журналистского творчества мы все чаще склонны об

Эпатажность
Эпатажность журналистики – не свойство собственно журналистики. Пожалуй, можно сказать, что это – свойство любого массового зрелища, к которому журналистика преимущественно относится (особенно теле

Полемичность
  Средства массовой информации сегодня являются ключевым звеном формирования общественного мнения. И хотя приоритет в этом отношении отдается телевидению, пресса также принимает участ

Личность журналиста: особенности и типологии
    Недостаток знания о людях – это не пустая, а главная угроза жизни. Недостаток знаний о личности, возможно, является стержневым вопросом, который наиболее важен для н

Личность в процессе журналистской деятельности
  Специфичность мира журналистики не ставится сегодня под сомнение и лишь утрируется в эпоху информационного бума и глобализации. Л.Г. Свитич утверждает, что «внутренние парадоксы жур

Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
  Одинакового набора качеств у двух разных людей нет и быть не может, но психологам удалось выделить типы личности, параметры которых имеют достаточно прозрачные психологические харак

Долженствовательная сфера личности журналиста
Журналист как человек, причем человек, вовлеченный в активное социальное общение, выстраивает свою деятельность не только исходя из заданных от рождений качеств или черт личности, сформировавшихся

Процесс формирования идентичности и медиасфера
  Что означает слово «идентичность»? Словарное его толкова­ние — «тождественность», «одинаковость в чем-то». Психолог Э. Эриксон обозначает им «твердо усвоенный и лич

Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
  Тот факт, что жизненная позиция интегрирует в себе установ­ки на самореализацию личности в самых разных направлениях, дает основания рассматривать это понятие как общее, родовое для

Профессиональный долг журналиста
Слово «долг» в обыденном употреблении несет в себе отчет­ливое указание на определенную зависимость: «должен» бывает обязательно кто-то кому-то, «долг» всегда — кого-то перед кем-т

Понятие профессионального имиджа журналиста
Попыток дать определение имиджу не перечесть и большинство из них имеют право на существование. Часто различия в определении кроются в тех функциях имиджа, которые активизирует какая-либо сфера жиз

Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
  Существуют и другие подходы к пониманию природы имиджа. Для русской физиогномики XIX века было характерно равенство между понятием imadge и visage (внешность). Расп

Компоненты имиджа
  Имидж проявляется на многих уровнях: 1. Взгляд. Важное значение имеет контакт глаз (в обычном общении он занимает 20-40% времени контакта). Лев Толс

Имидж в работе журналиста
  В имидже есть внутренняя сторона (пассивный, потенциальный имидж) и внешняя сторона - чисто игровые моменты, которые активизируются в зависимости от ситуации. В связи с этим необход

Теории творчества
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В философском энциклопедическом словаре понятие «творчество» определяется широко как деятел

Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
«…Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить. Идеальной представляется им работа, не предъявляющая никаких требований к творческому инстинкту… Установление определенного круга

Дивергентное мышление

Этапы творческого процесса
  Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (актов, ступеней, фаз, моментов, этапов и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авт

Роль воображения в журналистском творчестве
  До сих пор мы рассматривали творчество как самостоятельный процесс. Однако творчество существует лишь в человеческом обществе. Зачем оно человеку? Существует огромное колич

Функции воображения в журналистском творчестве
  В наше время, как и на всех этапах развития журналистики, воображение призвано выполнять весьма важные и разнообразные функции в границах публицистического т

Виды воображения
  Немаловажную роль в стимулировании читательского воображения играет и вариотизация его видов. В современной журналистской практике очевидно выражены несколько видоввообра

Методы активизации творческого процесса
  Прежде всего, необходимо оговориться, что развитие творческих способностей человека – спонтанное ли, целенаправленное ли, - так или иначе происходит в соответствии с общими законами

Техники стимулирования творческих способностей
  Эти три закона реализуются на всех этапах творческого процесса, и обращение к ним определяет направления развития творческих способностей журналиста. Так, на этапе восприяти

Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
  Для того чтобы все эти процессы были возможными, внутри человека должна быть какая-то пружина которая делает поглощение информации событием не только полезным, но приятным именно че

Психологические основы журналистского общения
  Общение необходимо любому человеку, как воздух. Попытайтесь представить себе картину, когда вы сидите в концертном зале, и вместе с вами на концерте присутствуют 2-3 человека. А теп

Важность общения
  Почему в своей жизни, и особенно деятельности человек стремится к групповой самореализации? Вопрос, несмотря на высокую степень разработанности, не получил еще четкого ответа. Иссле

Виды общения в журналистике
  Вся работа журналиста проходит в общении. Иногда можно даже услышать мнение, что журналистская деятельность по большей части и есть общение – мнение с научной точки зрения ошибочное

Фазы и направления общения журналиста
  Как и в любом другом поведенческом акте, в общении журналист проходит через четыре основные фазы: 1. Взаимонаправленности (побужден

Треугольники» общения
  В общении журналист выбирает «технику» прежде всего исходя из характеристик партнера. Эти характеристики разнообразны и в каждой конкретной ситуации актуализируются по-разному. Одна

Виды интервью и формы вопросов
  Для отечественных источников, изданных до начала 1990-х годов, характерно разделять все виды интервью по технике проведения на, с одной стороны, свободные, нестандартизованные, нефо

Психологические особенности подготовки к интервью
  Подготовку к интервьюированию принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой понимается подготовка к интервьюированию вообще, то есть формирование профессиональных к

Психологические особенности начала интервью
  В начале интервью необходимо напомнить о теме и времени интервью. Рекомендуется первые 5 –7 минут отвести установлению контактов. Методы могут быть самыми разными: отзеркаливание, р

Психологические основы завершения интервью
  Главная задача завершающей стадии интервью – сохранить хороший климат общения. А для этого нужно подготовить собеседника к финалу, не обрывать интервью неожиданно. Самый оп

Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
  Редакционный коллектив – объединение ярких творческих индивидуальностей, и здесь без конфликтов не обойтись. По наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их

Конфликты по вертикали
  Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных вообще весьма актуальна и нередко бывает связана с субординационным характером отношений. Существует объективное противоречие ме

Инновационные конфликты
  Конфликт по вертикали часто сопровождается инновационным конфликтом. Само понятие «инновация» рассматривается как «нововведение», значительная новая идея, которая пока не внедряется

Ваш творческий возраст
Отмечайте наиболее подходящие Вам варианты ответа. 1. Вы опаздываете и находитесь неподалеку от автобусной остановки. Подходит автобус. Что вы сделаете: а) побегу, чтобы успеть;

Ваш творческий потенциал
Выберите один из вариантов ответов. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен: а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое

Методика определения уровня воображения
Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отр

Эмпатические способности
Вам предлагаются вопросы, на которые надо ответить "да" или "нет".   1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их х

Взаимоотношения с собеседником
Оцените каждое высказывание по 4-балльной шкале, вспомнив при этом конкретные ситуации. 1. Мой собеседник не упрям и смотрит на вещи широко. 2. Он уважает меня. 3. Обсужд

Ваша коммуникативная установка
Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить "да" или "нет", выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором

Приятно ли с вами общаться?
Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении. 1. Вы любите больше слушать, чем говорить? 2.

Текст опросника
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? 2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацие

Умеете ли вы говорить и слушать?
Пройдите этот тест (так называемый тест Маклени - в честь американского психолога) для того, чтобы наконец выяснить - умеете ли Вы говорить и слушать. Отвечайте "да" или "нет".

Умение слушать
На каждый из вопросов следует дать ответы, которые оцениваются: «почти всегда» — 2 балла; «в большинстве случаев» — 4 балла; «иногда» — 6 баллов; «редко» — 8 баллов; «почти никогда» — 10 баллов.

Тест на независимость
В этом опроснике вопросы имеют несколько вариантов ответов. Необходимо выбрать наиболее подходящий из них. 1. Окончив школу, как вы приняли решение о своей буду­щей профессии и учебе:

Оценка результатов
За выбор варианта ответа «а» испытуемый получает 4 балла.За выбор варианта ответа «б» он получает 2 балла.За выбор варианта ответа «в» он приобретает 0 бал

Тест на оптимизм
В этом тесте необходимо, познакомившись с каждым из сле­дующих 20 суждений, выбрать один из четырех вариантов отве­тов на него, данных ниже соответствующего суждения и обозна­ченных буквами «а», «б

Ключ к методике
В таблице для каждого из 20 суждений и избранного ответа на него указано количество баллов, каким оценивается этот ответ. Таблица   Порядк

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, диффе

Опросник
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да нет 2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
Методика А. Ассингера ("опросник Ассингера [Асингера]") определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов

Конфликтный ли вы человек?
Вы можете оценить себя и предложить другим оценить вас, насколько Вы конфликтны. Для этого в предлагаемой таблице отметьте соответствующую вашей оценке цифру на семибалльной шкале. Соедините отметк

Выход из трудных жизненных ситуаций
Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с журналистской работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпо

Способ перевода ответов, выбранных испытуемым по данной методике, в баллы
Выбранный Порядковый номер суждения ответ

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков. № Жизненные события

Диагностика доминантного полушария
  Как известно, люди различаются по относительному влиянию полушарий мозга. У одних доминирует левое, у других – правое полушарие. Левое считается центром логического, абстрактного и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги