рефераты конспекты курсовые дипломные лекции шпоры

Реферат Курсовая Конспект

Массово-информационных текстов

Массово-информационных текстов - раздел Журналистика и СМИ, Психология журналистики Л.н. Толстой В Свое Время Так Ответил На Вопрос О Природе Искусства: «Вызвать...

Л.Н. Толстой в свое время так ответил на вопрос о природе искусства: «Вызвать в себе раз испытанное чувство, и вызвав его в себе, посредством движений, линий, звуков, образов, выраженных словами, передать это чувство так, чтобы другие испытали то же чувство, - в этом состоит деятельность искусства. Искусство есть деятельность человеческая, состоящая в том, что один человек сознательно известными внешними знаками передает другим испытываемые им чувства, а другие люди заражаются этими чувствами и переживают их»[71]. Почти дословно эти слова повторил устами своего персонажа уже современный писатель Х. Мураками:

«- Что же это такое – творить по-настоящему?

- Как бы лучше сказать… Проникая музыкой в сердце, приводить в движение физические тела. Тела слушателей – и свое собственное. И через это создавать ситуацию, когда все вокруг приходит в движение»[72].

В аспекте этого определения можно сказать, что одно из существенных направлений воздействия медиасообщения – это воздействие, направленное на формирование или изменение эмоциональной сферы читателя, зрителя, слушателя. Правда, в отличие от искусства, журналист может оказывать подобное воздействие не только за счет воспроизведения чувств, но и за счет буквального информирования о событии.

По мнению режиссера кино и телевидения А. Соколова[73], воздействие может осуществляться в двух направлениях – через обращение к органам восприятия и через обращение к интеллекту. И в журналистике эти два направления нередко совпадают. Событие фиксируется журналистом не нейтрально. Более того, отмечается тенденция гиперболизировать, утрировать оценки. Но и при более или менее нейтральном подходе к информированию журналист все-таки воздействует на эмоциональную сферу аудитории. Согласно информационной теории[74], эмоция – это отражение какой-либо актуальной потребности (ее качества и величины) и оценки мозгом вероятности удовлетворения этой потребности на основе генетического и ранее приобретенного опыта. Причем точное совпадение прогноза с полученной информацией делает эмоцию излишней. Пример тому - наши рутинные, подчас автоматизированные действия, которые мы осуществляем, не испытывая ни тревоги, ни радости. Соответственно обыденное, ожидаемое, прогнозируемое сообщение не вызовет особенной эмоциональной реакции у реципиента.

Однако воздействие на эмоциональную сферу аудитории – гораздо более сложный процесс, чем просто оправдание или не оправдание прогноза. Дело в том, что абсолютное доминирование какой-либо одной потребности – сравнительно редкий случай. Гораздо чаще мы имеем дело с динамическим комплексом потребностей. Тогда каждая из них генерирует свою эмоцию, а все вместе они образуют неясную смесь («Мне грустно и легко. Печаль моя светла…»). Эмоции аудитории будут зависеть от того, какие потребности и в какой мере удовлетворяются информацией. Чувства автора имеют значение лишь в качестве важнейшего фактора его творческой деятельности. Для читателя, зрителя, слушателя имеют значение не эмоции автора, а то сообщение о мире и человеке, которое несет или не несет в себе произведение. Грубо говоря, если вы пытаетесь передать радостное отношение к происходящему, а в информации содержатся печальные сведения, аудитория не захочет воспринять ваше радужное мироощущение. С.М. Эйзенштейн справедливо заметил, что воздействует только то, что протекает согласно природным законам.

Для описания различных видов и уровней медиавоздействия, от сугубо индивидуального до группового или даже глобального в масштабах всего обще­ства, исследователи используют модели как микро-, так и макроаналитического типа.

Универсальной моделью можно считать актуальную по сей день «формулу Лассуэла»: «Кто что кому говорит по какому каналу и с каким эффектом?» Однако с позиций психологических знаний эта модель представляется слишком упрощенной. Концепт сильного влияния СМИ, примитивная бихевиористская модель «стимула-ответной реакции», когда любое сообщение будет принято при достаточном числе повторов, должны быть, по меньшей мере, дополнены такими параметрами, как внимание, понимание, установка. В этом смысле особое значение приобретает выделение П. Лазарсфельдом двух групп переменных – межличностные отношения аудитории и защитная избирательность. Последняя заключается в том, что убежденные приверженцы какой-либо идеи воспринимают преимущественно то содержание, с которым они заранее согласны. А потому важно изучать не столько общие принципы воздействия, сколько избирательные сферы влияния.

Одной из наиболее эффективных моделей для описания непосредственного воз­действия массовой коммуникации на индивидуальных потребителей можно считать психологическую модель Комстока. Сотрудник Сиракузского университета Г. Комсток и его научный коллектив использовали данную модель для объяснения ментальных процессов, происходящих при просмотре телепередач. Модель показывает, что поведение персонажей телепередач может оказывать воздействие на поведение зрителя. Человек обучается поведению, которое он видит на экране, и может перенимать его. Использование нового поведе­ния обуславливается его значимостью (или психологической важностью) для инди­вида, а также степенью волнения или мотивацией индивида (данная характеристика в рамках модели называется возбуждением), достигаемого в результате подражания. Важной переменной, определяющей интенсивность медиавоздействия, выступает воспринимаемая реальность изображенного поведения (то есть, чем реалистичнее медиаобраз, тем выраженнее психологическое воздействие на зрителя и тем сильнее потенциальное воздействие на его поведение). Однако, придерживаясь такой модели, нельзя не учитывать роль случайности.

Основываясь на принципе причинной обусловленности, социологи применяют статистические методы для объяснения случайностей. Со­гласно Д. К. Перри, любое обсуждение медиавоздействия требует обоснования причинно-следственных от­ношений. Перед тем как прийти к заключению, что одно явление - причина другого, исследователь должен выяснить три вопроса: 1) сочетаются ли предполагаемая при­чина и предполагаемое следствие (например, те зрители, которые потребляют большие объемы медианасилия, должны, в общем и целом, быть более агрессивными или менее агрессивными, чем другие); 2) Предшествует ли во времени предполагаемая причина пред­полагаемому следствию; 3) Возможны ли альтернативные объяснения наблю­даемой ковариации предполагаемых причины и следствия.

Еще один хороший пример модели, демонстрирующей индивидуальное психо­логическое воздействие массовой коммуникации, — модель когнитивной обработки Торсона. В фокусе внимания авто­ра модели — действия, обеспечивающие обработку информации телевизионных рекламных роликов. Модель учитывает заинтересованность и внимание индивиду­ального зрителя по отношению к рекламному сообщению, особенности его памяти и даже языковые способности как факторы, определяющие потенциальное воздей­ствие сообщений. Например, иностранному студенту, не вполне освоившему анг­лийский язык, будет труднее обрабатывать и запоминать информацию, содержа­щуюся в рекламных роликах, чем носителю языка.

В качестве примера медиавоздействия на социальном уровне можно привести модель медиазависимости, разработанную M.JI. де Флером и С. Болл-Рокешем. Предмет данной модели — отношения между масс-медиа (информационной системой) и обществом (социальной системой). Модель предпо­лагает, что в современном обществе зависимость индивидов от СМИ как источника новостей и информации непрерывно возрастает. Примером проявления медиазависимости выступает потребление новостей в периоды кризиса. В критической ситуации (какой, например, была трагедия в Беслане) люди обращаются к СМИ как источнику информации и даже психологического комфорта. Зависимость индивидуальных чле­нов общества от масс медиа в таких ситуациях возрастает.

Не противоречит этой концепции теория «волшебной пули». Она построена на абсурдной для мыслящего человека безграничной вере в возможности СМИ и на уверенности в том, что сообщения СМК одинаково воспринимаются всеми представителями аудитории и вызывают неизбежную и немедленную реакцию. Такова, например, модель Ласуэлла и Шеннона. Согласно этой модели, коммуникация похожа на волшебную пулю, которая, попадая из мозга одного человека в мозг другого, почти автоматически трансформирует идеи, чувства, знания или мотивацию. Зритель, читатель, слушатель беззащитен, информация зажигает его как электрическую лампочку.

Когнитивная парадигма различными методами изучает, прежде всего, интерес, который вызывает сообщение. Сегодня выводы чаще всего делаются на базе регистрации психофизических показателей – частоты сердечных сокращений и кожно-гальванической реакции. В рамках этих экспериментов практически доказано, что решающим в случае стимулирования интереса является элемент формы, а не содержания. Но в форму включается и околокоммуникативное пространство. Например, если за окнами идет дождь, нейтральное сообщение оценивается как минорное.

Далее, в этой модели проводится важное деление воздействия СМИ на целенаправленное и ненаправленное. Последнее, как правило, полностью построено на взаимодействии с личным опытом человека. То есть, услышав вскользь прогноз погоды, мы забудем об источнике, но поступим в соответствии с тем, что услышали.

Авторы концепции (Мейровиц, например) установили некоторые ключевые переменные СМИ, оказывающие влияние на процесс воздействия.

Тип СМИ или его составляющая Переменная
  Печать Размер страницы, цветность, толщина бумаги, текстура страницы, размер шрифта, дизайн шрифта, толщина шрифта, ширина колонок, пробелы, абзацы, соотношения текста и графики.
Фотография Рамка, выбор фокуса, баланс цвета, контраст, размер.
  Радио Качество записи, звуковая перспектива, усиление звука, эхо, изменения скорости.
Телевидение Большинство переменных фотографии, все переменные радио, монтажные кадры, наплывы изображения, перехлест кадров, панорамирование, передвижение, разделение экрана, наложение звука и картинки.

 

Все эти воздействия основаны на общих человеческих стереотипах (например, крупный план создает эффект стабильности, основательности) и на субъективном опыте.

Представителям когнитивной парадигмы принадлежит другая модель, которая основана на концепции предпочтительного прочтения: текст вызывает желание познакомиться с ним за счет того, что содержит негативное, альтернативное или оппозиционное прочтение. Дело в том, что большинство людей постоянно изменяет и отклоняет любую доминирующую идеологию, отраженную в сообщении. А потому любое отрицание или предложение альтернатив рассматривается как желательное.

В другой теории - теории «фрейминга», - более четко прописаны три стратегии получения и интерпретации информации аудиторией:

1. Активная обработка – человек ищет дополнительные источники информации, допуская, что информация из одного источника может быть неполной;

2. Рефлексивное интегрирование – обсуждает с другими людьми сообщение СМИ;

3. Селективное сканирование – из всего разнообразия сообщений человек отбирает то, которое привлекает на основе личного опыта.

Фреймы здесь определяются как схемы предъявления новостей. Большей частью они непознаваемы, и их нельзя выразить словами. Это своеобразные схемы обработки информации – как она хранится в нашем мозгу. Фреймы новостей, таким образом, являются частью реальности, а потому ее формируют. И даже если вы не приемлете то или иное сообщение, оно уже в силу просмотра или прослушивания становится частью вашей реальной жизни.

Ситуация воздействия фреймов называется фреймингом. Журналисты в этом процессе тоже сначала формируются как аудитория, а потому воспроизводят хорошо известные им фреймы. Успешным кажется понятный эксперимент, и в силу этого по большей части успешное сообщение всегда недалеко выходит за традиционное.

Эти идеи развиваются в теориях конструирования социальной реальности. Первым ярким адептом и создателем одной из таких теорий стал Ноэль-Ньюмэн – ему принадлежит так называемая «спираль молчания». Логика этой спирали такова:

1. Общество стремится изолировать человека, не согласного с мнением большинства;

2. Человек постоянно переживает страх изоляции;

3. Это толкает его либо к принятию мнения большинства, либо к противопоставлению себя большинству, что, по сути дела, две стороны одной медали;

4. Такое стремление проявляется в его поведении, особенно в публичных высказываниях, и число придерживающихся общепринятого мнения нарастает, как лавина.

Следовательно, достаточно запустить мнение и сказать, что по статистике оно общепринятое, как оно тут же станет общепринятым. Этот закон срабатывает тем вернее, чем менее стабильно общество. В нестабильном мире мы особенно неуверенны в собственных силах и нуждаемся в ориентирах – информационных в том числе. Сегодня мы живем в обществе перемен, поэтому «спираль молчания» нередко срабатывает. Причем, чем сильнее желание составить собственное представление о проблеме, тем, как правило, быстрее мы принимаем общепризнанную оценку. Поэтому для СМИ есть эффективный ход: сначала убедить аудиторию в том, что у каждого может быть свое мнение по той или иной проблеме, а потом предложить якобы общепринятую точку зрения.

Однако эта модель справедлива в большей степени для Западной Европы, России и Америки. А в Японии, например, вместо нее работает модель «доминирующего мнения». Дело в том, что в Японии люди склонны доверять политикам, которые, по их мнению, понимают в том, о чем говорят, больше простых людей. Там есть специальный институт «okami» (люди над нами). Следовательно, если премьер-министр что-то сказал, журналисты могут потом выступать с любой критикой – это не поможет.

Обе эти модели объединяет представление о том, что аудитория и в том и в другом случае воспринимает не чью-то оценку, а, по словам Липмана, свою фантазию на ее тему. Мы внутренне понимаем, что эти оценки – не структура реального мира, а структура нашего воображения. С этим связана проблема «наркотизации» через СМИ, выделенная еще Лазарсфельдом и Мертоном: большинство из нас, благодаря сообщениям СМИ, имеют четкое представление о проблемах общества, понимают, что многие из этих проблем уже находятся на грани допустимого, но при этом мы абсолютно пассивны. Ведь эти проблемы – часть нашей фантазии.

То есть формируется искусственный мир, извлечь из которого человека довольно сложно. Однако, погружаясь в этот мир, «дергая за веревочки», человеком легко манипулировать.

 

– Конец работы –

Эта тема принадлежит разделу:

Психология журналистики

А.М. Шестерина.. психология журналистики.. учебное пособие..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ: Массово-информационных текстов

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

От автора
Колеса стерты, спицы гнут круги. Уставших нет, есть тысячи ходивших. Молитвы выучены и стихи Написаны. Прочитаны, но тише Чем наставленья. Мосты обрушен

Психологический компонент основных функций СМИ
В глобальном информационном пространстве возникла новая медиареальность, так сказать, психологическая terra incognita. Е.П. Пронин Средства массовой информации сегодня все чаще пр

Личностные и общественные ценности в журналистике
Песнь свободы не споешь под чужую дудку. С.Е. Лец   Деятельность СМИ активно пересекается с комплексом ценностей человека и общества, поскольку, с одной стороны, нац

Особенности участия СМИ в удовлетворении потребностей аудитории
В действительности все не так, как на самом деле. С.Е. Лец   По мнению Л.Г. Свитич, «основной порождающий источник информации – потребность в ней как социальная нужд

Модель мира журналистики. Проблема формирования медиареальности
Способность дифференцировать субъективную и объективную реальность /…/ для репортера – проблема профпригодности. Для аудитории – это проблема защиты своих прав, а для общества – просто вопрос выжив

Проблема психологической информационной безопасности в современной журналистике: причины и последствия
Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого. Козьма Прутков   СМИ создают медиареальность ежедневно.

Процесс восприятия, хранения и воспроизведения информации
Социальную информацию мы приобретаем в основном как результат двух процессов – восприятия и познания. Безусловно, большая часть социальной информации – результат восприятия. Однако если мы обратимс

Категоризация
  Самым общим способом работы с соци­альной информацией, по мнению профессора Г.М.Андреевой[34], является процесс категоризации, то есть отнесе­ния каждого нового вос

Эвристика
Эвристика обозначает сокра­щение или правило произвола, применяемое нами для того, что­бы высказать суждение, для которого имеем недостаточную или неопределенную информацию.

Внимание
Любая информация, и создаваемая журналистами в том числе, воспринимается в соответствии с некоторыми общими законами. Обработка информации начинается с эффекта раздражения одного или нескольких чув

Кодирование
  Кодирование - такая работа с информацией, когда в ней распознается определенный смысл. Это возможно при условии, когда информация как-то организуется: лишь при этом

Хранение
  Как известно, выделяются три системы хранения информации: сенсорная память, краткосрочная память и долгосрочная память. В сенсорной памяти информация подве

Воспроизведение информации
  Воспроизведение информации — чрезвычайно от­ветственный этап всего процесса, поскольку именно он связывает когнитивный процесс с поведением, с актуальным действием

Где Fi – индекс, Nws – среднее число слов в предложении, Nwt – среднее число слов длиной 3 и более слогов, приходящееся на одно предложение текста
Чем меньше значение индекса, тем читабельнее текст, тем лучше воспринимается смысл текста аудиторией. Многие исследователи также отмечают, что для нормального восприятия текста мак

Психологические направления создания медиатекста
По сути к медиа-текстам относятся все явления массовой культу­ры. Можно привести пример из избирательной кампании Б. Ельцина, когда в ходе ее планировались та­кие события, от которых не могли бы от

Конструирование позитива
  Первое направление сопряжено с целым рядом профессиональных сложностей. Прежде всего, позитивная новость нередко переходит через барьер естественных пределов человеческого восприяти

Конструирование негатива
  СМИ «хорошо» реагируют на отрицательные события, даже происходящие очень далеко. Причем реагирование на них таково, как будто это касается непосредственно нас. И это не случайно: пс

Текст как способ организации смысла
  Компоненты текста имеют разное происхождение. Автор, аудитория, предмет и средство коммуникации как неопределенные, неявные друг для друга, выявляются в процессе развертывания смысл

Закономерности и сложности восприятия медиасообщения
Веками длится монолог человека с человеком. С.Е. Лец   Под медиавосприятием («mediation», «perception of media») мы будем понимать восприятие «медиа

Уровни и барьеры медиавосприятия
  В зависимости от сочетания и степени развитости показателей выделяют несколько уровней медиавосприятия: 1. Уровень первичной идентификации

Искажающие факторы медиавосприятия
  Один из мощных искажающих факторов, не всегда осознаваемых нами на обыденном уровне, - цвет. Какие цветовые доминанты наблюдаются в современной журналистике? Яркие

Эффекты восприятия медиаинформации
  Все обозначенные выше особенности медиавосприятия порождают различные эффекты. Прежде всего, репортажи и статьи влияют на наше знание данной темы. Например, Браун и

Принципы психологической компетентности журналиста
  Что можно противопоставить такой статистике? Согласно психологическим исследованиям, информационное воздействие приобретает патогенный характер в масштабах охваченной им аудитории в

Аудиторный фактор воздействия сообщений
Многие произведения искусства были созданы не только потому, что такова была потребность творца, но и потому, что такова была потребность читателя, зрителя, слушателя. Процесс творчества, и журнали

Факт неоднородности медиавоздействия
  В 1960 году Клэппер пришел к выводу, что возможности СМК определять жизнь членов аудитории на самом деле невелики и зависят подчас от мало контролируемых причин. Действительно, при

Процесс медиавоздействия в аспекте каналов восприятия информации
  Самым важным, пожалуй, отличием разных каналов СМИ является воздействие на различные каналы восприятия человека. Как известно, СМИ на настоящем этапе могут затрагивать следующие мех

Гендерный фактор медиавоздействия
Исследователи сходятся сегодня в представлении о том, что отличия информационного и коммуникативного поведения между мужчиной и женщиной преимущественно можно объяснить с позиции реализуемой ими со

Позитивные и негативные психологические и социально-психологические эффекты массовой информации
В схватке идей гибнут люди. С.Е. Лец Эффекты воздействия массовой информации могут быть позитивными и негативными. Первый случай наблюдается тогда, когда информация создает благоп

Формирование установки и информационное давление
Прежде всего, психологи выяснили, что любая информация создает у человека социально-психологическую установку – то есть психологическую готовность к определенным действиям, реакциям, поступкам[97].

Манипулирование
Когда говорят о манипуляции, часто используют два понятия – «общественное мнение» и «массовое сознание». Общественное мнение – категория весьма неоднозначная. Изучается в основном в рамках социолог

Мифологизация
По мнению В.Ф. Олешко, «средства массовой информации с момента своего появления занимались созданием символов или даже мифотворчеством»[109]. Этот процесс, впрочем, не сфокусирован только на деятел

Технология игрореализации
Современный этап развития общества заставляет нас снова и снова возвращаться к категории игры, театрализации, постановочности, спектакля. И в оценке журналистского творчества мы все чаще склонны об

Эпатажность
Эпатажность журналистики – не свойство собственно журналистики. Пожалуй, можно сказать, что это – свойство любого массового зрелища, к которому журналистика преимущественно относится (особенно теле

Полемичность
  Средства массовой информации сегодня являются ключевым звеном формирования общественного мнения. И хотя приоритет в этом отношении отдается телевидению, пресса также принимает участ

Личность журналиста: особенности и типологии
    Недостаток знания о людях – это не пустая, а главная угроза жизни. Недостаток знаний о личности, возможно, является стержневым вопросом, который наиболее важен для н

Личность в процессе журналистской деятельности
  Специфичность мира журналистики не ставится сегодня под сомнение и лишь утрируется в эпоху информационного бума и глобализации. Л.Г. Свитич утверждает, что «внутренние парадоксы жур

Типологии личности в аспекте журналистской деятельности
  Одинакового набора качеств у двух разных людей нет и быть не может, но психологам удалось выделить типы личности, параметры которых имеют достаточно прозрачные психологические харак

Долженствовательная сфера личности журналиста
Журналист как человек, причем человек, вовлеченный в активное социальное общение, выстраивает свою деятельность не только исходя из заданных от рождений качеств или черт личности, сформировавшихся

Процесс формирования идентичности и медиасфера
  Что означает слово «идентичность»? Словарное его толкова­ние — «тождественность», «одинаковость в чем-то». Психолог Э. Эриксон обозначает им «твердо усвоенный и лич

Профессиональная позиция в структуре личности журналиста
  Тот факт, что жизненная позиция интегрирует в себе установ­ки на самореализацию личности в самых разных направлениях, дает основания рассматривать это понятие как общее, родовое для

Профессиональный долг журналиста
Слово «долг» в обыденном употреблении несет в себе отчет­ливое указание на определенную зависимость: «должен» бывает обязательно кто-то кому-то, «долг» всегда — кого-то перед кем-т

Понятие профессионального имиджа журналиста
Попыток дать определение имиджу не перечесть и большинство из них имеют право на существование. Часто различия в определении кроются в тех функциях имиджа, которые активизирует какая-либо сфера жиз

Определение имиджа. Базовый «набор» имиджей
  Существуют и другие подходы к пониманию природы имиджа. Для русской физиогномики XIX века было характерно равенство между понятием imadge и visage (внешность). Расп

Компоненты имиджа
  Имидж проявляется на многих уровнях: 1. Взгляд. Важное значение имеет контакт глаз (в обычном общении он занимает 20-40% времени контакта). Лев Толс

Имидж в работе журналиста
  В имидже есть внутренняя сторона (пассивный, потенциальный имидж) и внешняя сторона - чисто игровые моменты, которые активизируются в зависимости от ситуации. В связи с этим необход

Теории творчества
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. В философском энциклопедическом словаре понятие «творчество» определяется широко как деятел

Психологическая составляющая журналистского творческого процесса
«…Для большинства людей наказанием является необходимость мыслить. Идеальной представляется им работа, не предъявляющая никаких требований к творческому инстинкту… Установление определенного круга

Дивергентное мышление

Этапы творческого процесса
  Исследования творческого процесса связаны с выделением различных его стадий (актов, ступеней, фаз, моментов, этапов и т.п.). Различные классификации этапов, предложенные многими авт

Роль воображения в журналистском творчестве
  До сих пор мы рассматривали творчество как самостоятельный процесс. Однако творчество существует лишь в человеческом обществе. Зачем оно человеку? Существует огромное колич

Функции воображения в журналистском творчестве
  В наше время, как и на всех этапах развития журналистики, воображение призвано выполнять весьма важные и разнообразные функции в границах публицистического т

Виды воображения
  Немаловажную роль в стимулировании читательского воображения играет и вариотизация его видов. В современной журналистской практике очевидно выражены несколько видоввообра

Методы активизации творческого процесса
  Прежде всего, необходимо оговориться, что развитие творческих способностей человека – спонтанное ли, целенаправленное ли, - так или иначе происходит в соответствии с общими законами

Техники стимулирования творческих способностей
  Эти три закона реализуются на всех этапах творческого процесса, и обращение к ним определяет направления развития творческих способностей журналиста. Так, на этапе восприяти

Ага-переживание» как универсальный механизм творческого мышления
  Для того чтобы все эти процессы были возможными, внутри человека должна быть какая-то пружина которая делает поглощение информации событием не только полезным, но приятным именно че

Психологические основы журналистского общения
  Общение необходимо любому человеку, как воздух. Попытайтесь представить себе картину, когда вы сидите в концертном зале, и вместе с вами на концерте присутствуют 2-3 человека. А теп

Важность общения
  Почему в своей жизни, и особенно деятельности человек стремится к групповой самореализации? Вопрос, несмотря на высокую степень разработанности, не получил еще четкого ответа. Иссле

Виды общения в журналистике
  Вся работа журналиста проходит в общении. Иногда можно даже услышать мнение, что журналистская деятельность по большей части и есть общение – мнение с научной точки зрения ошибочное

Фазы и направления общения журналиста
  Как и в любом другом поведенческом акте, в общении журналист проходит через четыре основные фазы: 1. Взаимонаправленности (побужден

Треугольники» общения
  В общении журналист выбирает «технику» прежде всего исходя из характеристик партнера. Эти характеристики разнообразны и в каждой конкретной ситуации актуализируются по-разному. Одна

Виды интервью и формы вопросов
  Для отечественных источников, изданных до начала 1990-х годов, характерно разделять все виды интервью по технике проведения на, с одной стороны, свободные, нестандартизованные, нефо

Психологические особенности подготовки к интервью
  Подготовку к интервьюированию принято разделять на общую и конкретную. Под общей подготовкой понимается подготовка к интервьюированию вообще, то есть формирование профессиональных к

Психологические особенности начала интервью
  В начале интервью необходимо напомнить о теме и времени интервью. Рекомендуется первые 5 –7 минут отвести установлению контактов. Методы могут быть самыми разными: отзеркаливание, р

Психологические основы завершения интервью
  Главная задача завершающей стадии интервью – сохранить хороший климат общения. А для этого нужно подготовить собеседника к финалу, не обрывать интервью неожиданно. Самый оп

Психологические сложности общения журналиста в редакционном коллективе
  Редакционный коллектив – объединение ярких творческих индивидуальностей, и здесь без конфликтов не обойтись. По наблюдениям специалистов, 80% конфликтов возникает помимо желания их

Конфликты по вертикали
  Проблема взаимоотношений руководителей и подчиненных вообще весьма актуальна и нередко бывает связана с субординационным характером отношений. Существует объективное противоречие ме

Инновационные конфликты
  Конфликт по вертикали часто сопровождается инновационным конфликтом. Само понятие «инновация» рассматривается как «нововведение», значительная новая идея, которая пока не внедряется

Ваш творческий возраст
Отмечайте наиболее подходящие Вам варианты ответа. 1. Вы опаздываете и находитесь неподалеку от автобусной остановки. Подходит автобус. Что вы сделаете: а) побегу, чтобы успеть;

Ваш творческий потенциал
Выберите один из вариантов ответов. 1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен: а) да; б) нет, он и так достаточно хорош; в) да, но только кое

Методика определения уровня воображения
Инструкция: Вам предлагается 12 вопросов теста. На них надо отвечать либо "да", либо "нет". Первая цифра в скобках (количество баллов) означает положительный ответ, вторая - отр

Эмпатические способности
Вам предлагаются вопросы, на которые надо ответить "да" или "нет".   1. У меня есть привычка внимательно изучать лица и поведение людей, чтобы понять их х

Взаимоотношения с собеседником
Оцените каждое высказывание по 4-балльной шкале, вспомнив при этом конкретные ситуации. 1. Мой собеседник не упрям и смотрит на вещи широко. 2. Он уважает меня. 3. Обсужд

Ваша коммуникативная установка
Вам надо прочитать каждое из предложенных ниже суждений и ответить "да" или "нет", выражая согласие или несогласие с ними. Рекомендуем воспользоваться листом бумаги, на котором

Приятно ли с вами общаться?
Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приятны в общении. 1. Вы любите больше слушать, чем говорить? 2.

Текст опросника
1. Вам предстоит ординарная или деловая встреча. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи? 2. Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, сообщением, информацие

Умеете ли вы говорить и слушать?
Пройдите этот тест (так называемый тест Маклени - в честь американского психолога) для того, чтобы наконец выяснить - умеете ли Вы говорить и слушать. Отвечайте "да" или "нет".

Умение слушать
На каждый из вопросов следует дать ответы, которые оцениваются: «почти всегда» — 2 балла; «в большинстве случаев» — 4 балла; «иногда» — 6 баллов; «редко» — 8 баллов; «почти никогда» — 10 баллов.

Тест на независимость
В этом опроснике вопросы имеют несколько вариантов ответов. Необходимо выбрать наиболее подходящий из них. 1. Окончив школу, как вы приняли решение о своей буду­щей профессии и учебе:

Оценка результатов
За выбор варианта ответа «а» испытуемый получает 4 балла.За выбор варианта ответа «б» он получает 2 балла.За выбор варианта ответа «в» он приобретает 0 бал

Тест на оптимизм
В этом тесте необходимо, познакомившись с каждым из сле­дующих 20 суждений, выбрать один из четырех вариантов отве­тов на него, данных ниже соответствующего суждения и обозна­ченных буквами «а», «б

Ключ к методике
В таблице для каждого из 20 суждений и избранного ответа на него указано количество баллов, каким оценивается этот ответ. Таблица   Порядк

Диагностика состояния агрессии (опросник Басса-Дарки)
А. Басс разделил понятия агрессии и враждебности и определил последнюю как: "...реакцию, развивающую негативные чувства и негативные оценки людей и событий". Создавая свой опросник, диффе

Опросник
1. Временами я не могу справиться с желанием причинить вред другим. да нет 2. Иногда сплетничаю о людях, которых не люблю.

Ассингера (оценка агрессивности в отношениях)
Методика А. Ассингера ("опросник Ассингера [Асингера]") определяет, достаточно ли человек корректен в отношении с окружающими и легко ли общаться с ним. Для большей объективности ответов

Конфликтный ли вы человек?
Вы можете оценить себя и предложить другим оценить вас, насколько Вы конфликтны. Для этого в предлагаемой таблице отметьте соответствующую вашей оценке цифру на семибалльной шкале. Соедините отметк

Выход из трудных жизненных ситуаций
Люди по-разному выходят из затруднительных жизненных ситуаций, в том числе таких, которые связаны с журналистской работой. Одни мирятся с проблемами, неприятностями, приспосабливаются к ним, предпо

Способ перевода ответов, выбранных испытуемым по данной методике, в баллы
Выбранный Порядковый номер суждения ответ

Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге
Постарайтесь вспомнить все события, случившиеся с Вами в течение последнего года, и подсчитайте общее число «заработанных» вами очков. № Жизненные события

Диагностика доминантного полушария
  Как известно, люди различаются по относительному влиянию полушарий мозга. У одних доминирует левое, у других – правое полушарие. Левое считается центром логического, абстрактного и

Хотите получать на электронную почту самые свежие новости?
Education Insider Sample
Подпишитесь на Нашу рассылку
Наша политика приватности обеспечивает 100% безопасность и анонимность Ваших E-Mail
Реклама
Соответствующий теме материал
  • Похожее
  • Популярное
  • Облако тегов
  • Здесь
  • Временно
  • Пусто
Теги